4.5. Субсидии субъектам инновационной деятельности
Одним из эффективных механизмов финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности являются субсидии, которые представляют собой финансовые средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе органами власти предприятиям и организациям, участвующим в инновационной деятельности.
В Санкт-Петербурге порядок предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности определен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 июля 2008 года N 879 «О Порядке предоставления в 2008 году субсидий на проведение мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге». В соответствии с этим постановлением, органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, ответственным за предоставление субсидий, является Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ).
Субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) — производителям товаров, работ, услуг, зарегистрированным на территории Санкт-Петербурга и прошедшим конкурсный отбор на право получения субсидий. Общими условиями предоставления субсидий являются:
– отсутствие у получателя субсидий задолженности перед бюджетами всех уровней;
– документальное подтверждение и экономическая обоснованность произведенных затрат.
Субсидии предоставляются в целях частичного возмещения следующих затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг:
– на защиту прав интеллектуальной собственности;
– на аренду недвижимого имущества или пользование уникальным оборудованием;
– на производство и реализацию инновационной продукции на экспорт;
– на участие в российских и международных выставках, ярмарках, форумах, конференциях и семинарах.
Кроме того, Комплексной программой мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге а 2008-2011 годы и Постановлением Правительства СПб от 13 мая 2008 года N 527 «О порядках предоставления в 2008 году субсидий в сфере выставочно-ярмарочной деятельности и в рамках реализации Плана мероприятий по развитию промышленного потенциала Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы» предусматривается выделение субсидий высокотехнологичным организациям Санкт-Петербурга для возмещения части затрат, связанных с сертификацией по международным стандартам. Рассмотрим в качестве примера данный вид субсидий подробнее.
В состав затрат, компенсируемых данной субсидией, могут быть включены затраты, возникающие при получении сертификатов по следующим международным стандартам:
– ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования;
– ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования;
– ИСО 14001:2004 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению;
– ИСО/ТУ 16949:2002 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению стандарта ИСО 9001:2000 для производства автомобилей и запчастей к ним;
– ГОСТ Р 51814.1-2004 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части;
– ИСО 13485:2003 Медицинские изделия. Системы менеджмента качества. Требования к регулированию;
– ГОСТ Р ИСО 13485-2004 Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Системные требования для целей регулирования.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе организациям любой организационно-правовой формы (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), не являющимся субъектами малого предпринимательства, имеющим регистрацию на территории Санкт-Петербурга и осуществляющим виды экономической деятельности, относящиеся в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД):
– к группе 24.4 "Производство фармацевтической продукции" класса 24 "Химическое производство" подраздела DG "Химическое производство" раздела D "Обрабатывающие производства";
– к подразделу DK "Производство машин и оборудования" раздела D "Обрабатывающие производства";
– к подразделу DL "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" раздела D "Обрабатывающие производства";
– к подразделу DM "Производство транспортных средств и оборудования" раздела D "Обрабатывающие производства".
Условиями предоставления данных субсидий являются:
– заключение организацией договора с аккредитованным органом по сертификации на проведение работ по сертификации по международным стандартам, указанным выше;
– финансирование организацией за счет собственных средств расходов, связанных с сертификацией по международным стандартам;
– получение организацией сертификата по международному стандарту, выданного аккредитованным органом по сертификации.
Объем субсидий определяется из расчета 60% общей суммы документально подтвержденных затрат одной организации, произведенных в период с 16.11.2007 по 15.11.2008, но не более 400 тыс. руб.
Решения о предоставлении субсидий оформляются распоряжениями КЭРППиТ. Для предоставления субсидий между КЭРППиТ и получателем субсидий заключается договор о предоставлении субсидий, в котором оговариваются:
– цели, условия, размер и сроки предоставления субсидий;
– порядок перечисления субсидий получателю субсидий;
– порядок, сроки и формы представления получателем субсидий отчетности, подтверждающей выполнение условий предоставления субсидий;
– право КЭРППиТ в течение срока действия договора проводить проверки выполнения условий предоставления субсидий;
– ответственность за несоблюдение получателем субсидий условий договора, предусматривающую возврат в бюджет Санкт-Петербурга субсидий.
Субсидии предоставляются получателям в пределах средств, предусмотренных законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий год. В 2008 году бюджетом Санкт-Петербурга в рамках Комплексной программы мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге а 2008-2011 годы был запланирован следующий объем средств, выделяемых для предоставления субсидий:
– 1 500 000 руб. — на защиту прав интеллектуальной собственности;
– 10 000 000 руб. — на аренду недвижимого имущества или использование уникального оборудования;
– 9 000 000 руб. — на производство и реализацию инновационной продукции на экспорт;
– 9 000 000 руб. — на участие в российских и международных выставках, ярмарках, форумах, конференциях и семинарах;
– 6 000 000 руб. — для возмещения части затрат, связанных с сертификацией по международным стандартам.
Всего в 2008 году были выданы субсидии 27 компаниям на общую сумму 44,65 млн. рублей [3].
- Введение
- 1. Инновационная инфраструктура и ее основные функции
- 1.1. Понятие инновационной инфраструктуры
- 1.2. Федеральные приоритеты инновационного развития
- 1.3. Региональные приоритеты инновационного развития Санкт-Петербурга
- 1.4. Ведущие машиностроительные отрасли Санкт-Петербурга
- 1.4.1. Судостроение
- 1.4.2. Энергетическое машиностроение
- 1.4.3. Автомобилестроение
- Контрольные вопросы по главе:
- 2. Управление инновационной инфраструктурой
- 2.1. Инновационный климат
- 2.2. Структура органов власти санкт-петербурга
- 2.3. Контролирующие и надзорные органы в сфере предпринимательства
- Перечень основных полномочий контролирующих и надзорных органов в сфере экономики и предпринимательства
- 2.4. Законодательная база инновационной деятельности
- 2.5. Механизмы стимулирования инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по главе:
- 3. Развитие спроса на инновационную продукцию
- 3.1. Инновации и рынок
- 3.2. Федеральные целевые программы
- 3.3. Региональные инновационные программы Санкт-Петербурга
- 3.4. Порядок финансирования инновационных проектов органами власти
- Контрольные вопросы по главе:
- 4. Налоговые льготы и субсидии, предоставляемые субъектам инновационной деятельности
- 4.1. Основные элементы системы налогообложения
- 4.2. Виды налогов
- 4.3. Основные налоги инновационного предприятия
- 4.3.1. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 4.3.2. Налог на прибыль организаций
- 4.3.3. Налог на доход физических лиц
- 4.3.4. Единый социальный налог
- 4.3.5. Налог на имущество организаций
- 4.3.6. Транспортный налог
- 4.3.7. Земельный налог
- 4.4. Налоговые льготы для субъектов инновационной деятельности
- 4.4.1. Льготы по налогу на прибыль
- 4.4.2. Льготы по налогу на имущество
- 4.4.3. Льготы по единому социальному налогу
- 4.4.4. Льготы по транспортному налогу
- 4.4.5. Льготы по земельному налогу
- 4.4.6. Инвестиционный налоговый кредит
- 4.5. Субсидии субъектам инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по главе:
- 5. Целевые меры поддержки малых инновационных предприятий
- 5.1. Механизмы поддержки малого инновационного бизнеса
- 5.2. Программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
- 5.2.1. Программа старт
- 5.2.2. Программа темп (Технологии – Малым Предприятиям)
- 5.2.3. Программа пуск - “Партнерство университетов с компаниями ”
- 5.2.4. Программа «Ставка»
- 5.3. Специальные программы правительства Санкт-Петербурга
- 5.3.1. Специальная программа «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства»
- 5.3.2. Специальная программа «Аутсорсинг»
- 5.3.3. Специальная программа «Сертификация продукции, работ, услуг»
- 5.3.4. Специальная программа «Выставочно-ярмарочная деятельность»
- 5.3.5. Специальная программа «Субсидирование платы за технологическое присоединение к электросетям»
- Контрольные вопросы по главе:
- 6. Механизмы поддержки малых инновационных компаний на начальных этапах их жизненного цикла
- 6.1. Организационные формы инновационной деятельности
- 6.2. Создание инновационного предприятия
- 6.3. Специализированные организации для поддержки инновационного предприятия на начальных этапах его жизненного цикла
- 6.3.1. Бизнес-центры
- 6.3.2. Бизнес-инкубаторы
- 6.3.3. Технопарки и инновационно-технологические центры
- 6.3.4. Центры коллективного пользования уникальным оборудованием
- Контрольные вопросы по главе:
- 7. Информационная поддержка инновационной деятельности
- 7.1. Особенности информационного обеспечения деятельности инновационного предприятия
- 7.2. Механизмы информационного обмена в бизнесе
- Контрольные вопросы по главе:
- Приложение 2. Таблица 1. Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы
- Сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческой деятельности
- Сравнительная характеристика основных организационно-правовых форм коммерческой деятельности
- Форма заявки на участие в конкурсе на право размещения в бизнес-инкубаторе
- Примеры описания бинес-центров различных классов в Санкт-Петербурге