logo search
СОКР Менеджмент-текст лекций ЧАСТЬ 2 (Левченко) - копия

8.1.3 Оценка конкурентоспособности товара. Особенности и выгоды продукта

Товар, услуга. Конкурентоспособность анализируемого объекта желательно измерять количественно, что позволит управлять ее уровнем. Для измерения конкурентоспособности анализируемого объекта необходима качественная информация, характеризующая полезный эффект данного объекта и объектов конкурентов за нормативный срок их службы и совокупные затраты за жизненный цикл объектов.

Полезный эффектотдача объекта, интегральный показатель как система используемых в конкретных условиях частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность. Другими словами, полезный эффект — совокупность свойств объекта, используемых для выполнения конкретной работы конкретным потребителем, а качество— потенциальный полезный эффект для нескольких групп потребителей. Полезный эффект использования объекта конкретным потребителем, как правило, меньше интегрального показателя качества объекта.

Полезный эффект объектов можно измерять в натуральных единицах (например, производительность однопараметрических машин и оборудования), денежном выражении, либо в условных баллах (полезный эффект объектов, характеризующихся несколькими взаимно дополняющими важнейшими параметрами). Полезный эффект — это одна сторона объекта — товара. Другой его стороной являются совокупные затраты за жизненный цикл объекта, которые, как правило, обязательно нужно понести, чтобы получить от объекта полезный эффект.

Конкурентоспособность объектов, по которым невозможно измерить их полезный эффект или совокупные затраты за жизненный цикл, можно определить на основе их экспериментальной проверки в конкретных условиях потребления, по результатам пробных продаж, либо с применением экспертных и других методов.

Конкурентоспособность товара определяется четырьмя интегральными статичными показателями первого уровня (на нулевом уровне — конкурентоспособность): качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию (применение, использование) товара за его жизненный цикл; качеством сервиса товара.

При необходимости повышения точности расчетов конкурентоспособность товара можно оценивать с учетом также динамичных факторов.

К динамичным факторам конкурентоспособности относятся следующие:

1) факторы времени — сокращение продолжительности жизненного цикла товара, опережение конкурентов в решении каких-либо проблем и т. д.;

2) факторы синергичности — уровень организованности работ, уровень параллельности выполняемых работ, пропорциональность частичных процессов, их согласованность и ритмичность и т. п.;

3) факторы неопределенности внешней среды организации — неустойчивость политической ситуации, неопределенность налоговой системы, неустойчивость финансового состояния; напряженность в мире, степень износа основных производственных фондов, криминогенность и коррумпированность общества, низкий уровень законодательной базы и др.;

4) факторы неэтичности партнеров — нарушение ими контрактов и договоров, нанесение ущерба организации из-за непрофессионализма и нечестности партнеров, промышленный шпионаж и т. п.