logo
PR в шоу-бизнесе

1.2. Роль информации в шоу-бизнесе

Роль информации в шоу-бизнесе невозможно переоценить, так как она играет очень большую и очень важную роль. У связей с общественностью в сфере шоу-бизнеса реально нет другого инструментария, как периориентация коммуникативных потоков. Но для того, чтобы подобные изменения в ком-муникации достигали цели, и существует ряд параметров, которые следует выполнять. Первый - это разговор с аудиторией на ее языке. Отсюда следует стремление PR разговаривать с аудиторией с помощью сообщений с прогно-зируемыми реакциями на них. Второй параметр - целеположение коммуни-кации. Профессиональный разговор не имеет ничего лишнего, все системно, все подчинено единой цели. Непрофессиональный разговор может иметь много случайных продолжений, не имеющих никакого значения. Удачные варианты PR- модулей состоят из перевода ключевых сообщений, созданных для своей целевой аудитории, не на один, а на ряд языков, среди которых присутсвуют вербальный, визуальный и событийный. Артист всегда является публичной фигурой и должен постоянно порождать сообщения для своей ау-дитории Колиберда Е.Г. Связи с общественностью. - М.: Логос, 2003.- с215..

Все выше сказанное говорит об огромной роли информационного про-странства в системе функционирования российского шоу-бизнеса. Так, на-пример раскрутка мало известных артистов, проводится с помощью таких средств массовой информации, как радио, телевидение, пресса. Особым на-правление связей с общественностью является система продвижения артиста на музыкальный рынок, а также поддержание его популярности и привлече-ние внимания к его персоне. В мировом шоу-бизнесе существует достаточно много различных схем применения пира в шоу-бизнесе, использующих са-мые разные инструменты, такие как: телевидение, радио, пресса, интернет и т.д. Встречаются даже весьма изощренные схемы, в которых используются слухи, так называемый «черный пиар» и другие нестандартные инструменты. Российский шоу-бизнес тоже не исключение. Ярким примером может стать, нестандартный ход Леонида Бурлакова (продюсера группы «Мумий Тролль»), который «раскручивал» своих музыкантов нестандартным обра-зом. Он сделал несколько сотен копий альбома группы, встал посреди рынка на «Горбушке» и раздавал их бесплатно всем желающим, акцентируя внима-ние на том, что запись сделана в Лондоне, а ее звукорежиссер работал с Cure и Duran Duran. В обмен просил заказывать песни «Мумий Тролля» на радио. Через полгода группа стала собирать стадионы. Этот факт вновь доказывает неоспоримую значимость информации и PR-технологий в системе функцио-нирования шоу-бизнеса.

Имидж играет огромною роль в формировании популярности артистов шоу-бизнеса, а поддержание определенного имиджа и привлечение внимания к тому или иному артисту происходит с привлечением методов PR. С одной стороны это передача официальной информации, новостного материала. Здесь используются такие методы PR, как: выступление с речью, выступле-ние на радио и телевидении, пресс-релиз, статьи в популярных газетах и журналах, проведение пресс-конференции, презентация, интервью и пр. Не-обходимо особым вниманием отметить важность проведения интервью с ар-тистом, а особенно пользу для него. Прежде всего, артист может донести до потребителя свою концепцию, философию и всё, что поможет ему помочь найти единомышленников и слушателей. Здесь ему самому важно понимать значение интервью и, исходя из этого понимания, грамотно это интервью по-строить. Важно очень грамотно строить свое интервью. Второе преимуще-ство интервью для артиста состоит в возможности создания информацион-ного повода, который может дать ощутимый толчок развитию его популяр-ности. Стоит привести несколько примеров высказываний артистов: «Битлз сейчас популярнее, чем Иисус Христос» (Джон Леннон), «Ваш род деятель-ности? - Легенда» (Эрик Клептон). Подобные высказывания произвели ог-ромный ажиотаж, что в свою очередь не могло не отразиться на популярно-сти этих артистов. Другим не менее ярким примером может стать британская группа «Oasis». На провокационный вопрос «А что вы думаете о группе «Blur?» солист Лиам тут же ответил: «просто мечтаю, чтобы этот хренов пе-дик (Дэймон Албарн, лидер Blur) заразился СПИДом и поскорее умер». Эта фраза получила огромный резонанс не только в СМИ. А брат Лиама Ноэл не отставал: «У нас в Манчестере есть только три способа выбиться в люди - стать наркодилером, футбольной звездой или рок-н-ролльщиком. Я выбрал третий вариант» www.promoteen.com/article1278.htm. Другой британский исполнитель Робби Уильямс с такой речью выступил на вручении наград MTV: «спасибо вам всем, что теперь у меня есть три спортивных машины, дом за пять миллионов и подруга-фото-модель. Да здравствует MTV!» Симонов В.А. Как стать звездой? // Music Box. - 2002. - № 9. - С.28.. Но также стоит отметить и другое - шоу-биз-нес по природе своей эпатажная сфера бизнеса. Если поднять подшивки старых журналов, или посмотреть старые выпуски интервью с артистами, то можно убедиться, что подобные речи и высказывания далеко не ориги-нальны, и когда-то уже были. А современные артисты используют наиболее удачные фразы.

Другим методом коммуникации является общественная работа или уча-стие в различных акциях и мероприятиях. Этот путь опять же обеспечивает популярность и хорошую узнаваемость артистам шоу-бизнеса. Ярчайшим примером может стать поведение на пике популярности группы «Уматур-ман». После увеличения продаж своего альбома, а также частоты показа кли-пов группы на ТВ и синглов на радио, братья Крестовские участвовали в по-пулярных концертах («Золотой граммофон», «Песня года»), телевизионных передачах и ток-шоу («КВН», «Ринг на Муз-ТВ», «Веселые шутки», «Как стать миллионером»), в различных акциях («Ночь музыки», «Опэнэйр»), ес-тественно это не могло, не отразиться на их популярности. Подобной схемой раскрутки пользуются многие артисты, например «Братья Гримм» помимо участия во всех радио и музыкальных каналов, теперь будут вести реалити-шоу «Сказки братьев Гримм». Показываться на публике необходимо для со-ответствующего поддержания своего имиджа. Многие артисты участвуют в различных благотворительных акциях, например Илья Лагутенко в акции, посвященной борьбе со СПИДом под название «Это просто. Это по любви».

Еще одним элементом устной коммуникации являются слухи. Даже се-годня, когда мир охвачен индустриализованными формами массовой комму-никации, они присутствуют везде, поскольку слух соответствует человече-ской природе общения. Устная коммуникация иногда недооценивается, хотя репутация формируется во многом в этой сфере. В целях доведения инфор-мации до целевых аудиторий не исключена и ее спонтанная, а на самом деле спровоцированная или сознательно предусмотренная «утечка», позволяющая достигать желаемого эффекта Кондратьев Э.В. Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. - М.: Академический Проект, 2004. -с114.. Примером может быть слух о том, что Фи-липп Киркоров уходит со сцены, что в свою очередь привлекло к нему доста-точно большое внимание со стороны не только поклонников, но и просто ин-тересующихся людей. Причина особой эффективности слухов связана сих содержанием. Наиболее эффективна явно или мнимо запретная альтернатив-ная информация, содержащая элементы опровержения или отрицания каких-либо общеизвестных или общедоступных сведений. Слух пользуется успе-хом, если имеет дискомфортную информацию, т.е. такую, которая вызывает страх, тревогу, возмущение, прерывает обычный ход событий. Практика по-казывает, что влияние негативных слухов по сравнению с позитивными зна-чительно более сильное. Так, например, слух о том, что Кристина Орбакайте имела любовную связь с Авраамом Руссо, имел место и достаточно долго со-провождал их творческий проект. Другой слух касался группы «Иванушки», говорилось, что группа должна распасться по причине того, что один из со-листов группы увел девушку другого солиста. Часто подобные слухи распро-страняются желтой прессой в условиях дефицита реальной информации, а также желание владеть необычной информацией. Иногда слухи распростра-няются и контролируются самими пиарщиками или артистами, чтобы при-влечь к себе как можно больше внимания. По высказыванию Михаила За-дорнова: «Есть артисты, для которых это, как наркотик, - когда их обсуж-дают. Но за всем, по большому счету, стоят деньги. И у артистов на это чу-тье. После того, как проходит какая-то серьезная сплетня о каком-то артисте, вырастаю гонорары. Очень резко!».

Сейчас заметна тенденция к раскрутке проекта путем скандалов, по-добно группам «ТАТУ» и «Ленинград». На этом, конечно можно выделиться, но ведь надо еще и удержаться на завоеванных позициях. Успех на поприще управленческой работы в шоу-бизнесе во многом определяется профессио-нальными, личными и деловыми качествами, помогающими продюсерам создавать и поддерживать в коллективе жесткую дисциплину, сохраняя при этом творческую атмосферу. Некоторые звезды шоу-бизнеса привлекают внимание к своей персоне посредством скандалов. Скандал можно отнести к одному из самых сильных методов коммуникации. Более того, скандальные ситуации надолго остаются в памяти людей. Иногда скандал играет роль ка-тализатора привлечения внимания, дабы обеспечить популярность группы или исполнителя. Ярчайшим примером может стать раскрутка скандальной группы «Тату». Своим творчеством, общественными выступлениями де-вушки поддерживали имидж подростков - лесбиянок. С одной стороны это вызвало отрицательную реакцию недовольных. С другой стороны девушки стали воплощением независимости, открытости, свободы. Что также при-влекло к «плохим» девчонкам большое внимание и фанатов. Другим приме-ром может стать свадьба Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова, обсуждав-шаяся и интерпретировавшаяся всеми средствами массовой информации и долго еще ходившая на устах обычных людей. Звездная свадьба, также как и звездный развод у всех на виду можно считать отличным PR-способом, уве-личивающим популярность.

Но нельзя забывать, что скандалы призваны повышать популярность, но не улучшать имидж артиста. Часто скандалы наносят непоправимый урон имиджу того или иного исполнителя, который очень сложно восстановить или вернуть на прежний уровень. Примером, может стать скандал, развер-нувшийся вокруг персоны Филиппа Киркорова. Почвой для скандала послу-жили грубые высказывания оскорбления в адрес корреспондентки «Газеты Дона» И. Ароян со стороны Филиппа Киркорова, имевшие место на пресс-конференции последнего. На вопрос журналиста Ирины Ароян о том, почему его творчество изобилует римейками, певец ответил нецензурной бранью, потребовал от журналистки покинуть зал. Охрана Киркорова оказала на нее физическое воздействие, а также сломала цифровой фотоаппарат, принадле-жащий редакции газеты. Данный инцидент получил широкую огласку, как в региональных, так и в общенациональных российских и зарубежных СМИ. Солидаризируясь с мнением, выраженным генеральным секретарем Союза журналистов России И. Яковенко, который призвал все российские средства массовой информации объявить бойкот Киркорову www.cjes.ru/lib/content.php?content_id=7126&category_id=2. Следует отметить, что, оказавшись в роли потерпевших, представители СМИ совершенно адекватно реагируют на происходящее, не допускают резких и оскорбительных выпа-дов в адрес влиятельных обидчиков. Все действия СМИ от Ростова-на-Дону, Москвы до Сибири и Дальнего Востока (бойкоты, запреты на упоминание имени Киркорова до тех пор, пока последний не принесет публичных изви-нений оскорбленной им журналистке; сборы подписей против хамства «звезды» шоу-бизнеса; призывы к собратьям по цеху приходить на пресс-конференцию Киркорова в раздражающих его розовых одеждах) представ-ляют собой формы гражданского протеста и находятся в рамках правового поля, этически обоснованны и приемлемы.

По словам Т.А. Мерфи: «одним и тем же общим знаменателем в бизнесе и в менеджменте являются люди и отношения с людьми... в конечном итоге, коммуникации важнее всего... эффективные коммуникации могут обеспечить и успех, и неудачу или, по крайней мере, определить степень успеха» Баронин В.К. Как не стать звездой. Total metal tales. // Легионер. - 2002. - № 12. - С.18.. Го-воря об успехе и неудачах, нельзя не отметить влияния «черного PR» на имидж артистов. На практике к «черным PR» относится следующее: неэтич-ные методы и технологии (то есть не соответствующие этическим и мораль-ным нормам общества), методы и технологии, прямо противоречащие за-кону, компроматы в случае, если в них используется ложная информация или информация, собранная незаконными методами), подкуп журналистов и раз-мещение информации, выгодной для клиента/заказчика, в прессе на платной основе, технологии направленные на то, чтобы намеренно очернить конку-рента, подорвать его репутацию www.pressclub.host.ru/BlackPR.shtml. Надо отметить что, «черный PR» имеет ме-сто быть в отечественном шоу-бизнесе по нескольким причинам: во-пер-вых, часто сами пиарщики определяют что этично, а что нет, во-вторых, воз-растающая конкуренция (плохая информация надолго прилипает к артисту и очень сильно влияет на его положительный имидж). В музыкальной индуст-рии царит конкуренция, которая не всегда основывается на добросовестной политике конкурентов и цивилизованных законах рынка. Обычным средст-вом «черного PR» является фальсифицированная информация, основанная на слухах, а не на фактах. Примером, может стать история с Данной Борисовой, которая якобы написала автограф на руке школьника, после чего у него нача-лась красная сыпь и чесотка. Или история о том, что Бориса Моисеева задер-жали таможенники с контрабандой (наркотики). Подобных историй в совре-менном шоу-бизнесе так много, что их все не перечесть.