logo
Учебно-методическое пособие Психофиз

3.1. Понятие профессионального самоопределения и профессионализации

Одной из основных проблем психологии профессиональной деятельности является проблема становления профессионала, формирования его ценностно-нравственной, смысловой, личностной структуры его профессионального сознания.

А.Н. Леонтьев выделял два рождения личности:

1) в дошкольном возрасте, когда выстраивается первая иерархия мотивов и появляется способность от чего-то отказываться;

2) в подростковом возрасте, когда молодой человек по-новому осознает свои мотивы и начинает руководствоваться собственным поведением.

К этому можно добавить третье рождение личности, связанное с гражданской зрелостью и согласованием своих мотивов с общественными и даже общечеловеческими. Это третье рождение часто связано со становлением человека как специалиста в профессиональной деятельности.

Самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными видами являются разные виды самоопределения – личностное, социальное, профессиональное и др. Все виды самоопределения постоянно взаимодействуют.

1. Жизненное самоопределение – это определение и реализация себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни. Оно лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения.

2. Личностное самоопределение – это определение и дальнейшая действенная реализация себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев. У современного человека, живущего в постоянно меняющемся мире, появляется широкий выбор для уточнения критериев личностного самоопределения.

3. Социальное самоопределение – это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу.

4. Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма.

Е.А. Климов выделяет два уровня самоопределения:

1) гностический уровень – перестройка сознания и самосознания;

2) практический уровень – реальные изменения социального статуса человека.

Все виды самоопределения взаимосвязаны. Много общего имеют, например, профессиональное и личностное самоопределение. Но в то же время между ними существуют и принципиальные отличия:

Правда, и в благополучные эпохи согласного со всем «молчаливого» большинства все-таки находятся люди, которые ищут для себя смысл в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем. Такие люди в благополучные эпохи сами создают для себя дополнительные сложности, то есть условия для подлинного личностного саморазвития.

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом. В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения. Этот процесс выражается в том, что расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д. Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения как «...поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой профессиональной деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения».

Восхождение человека к профессионализму называется профессионализацией. Определяется профессионализация как целостный непрерывный процесс становления личности и профессионала, который длится в течение всей профессиональной жизни. Стадиями профессионализации являются профориентация, профотбор, профобразование, профадаптация, включение человека в профессиональную деятельность, специализация, повышение профессиональной квалификации, расцвет профессиональной деятельности, завершение и отход от активной профессиональной деятельности. В целом профессионализация – это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала – это один из аспектов развития личности.

Социализация – это процесс становления личности. Социализация предполагает:

  1. усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций;

  2. активную переработку человеком этого общественного опыта с точки зрения своих внутренних позиций;

  3. становление у человека образа Я и выработку собственного мировоззрения;

  4. участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей;

  5. воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности.

Различают следующие стадии социализации:

  1. дотрудовую;

  2. трудовую;

  3. послетрудовую.

Характеристики этих стадий подробно изложены в работах Г.М. Андреевой, И.С. Кона и др.

Рассмотрим возможные этапы и варианты динамики соотношения социального и профессионального на примере личностного и профессионального самоопределения и саморазвития.

Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на его основе складываются требования к профессии. Личностное определение – это определение человеком того, кем он хочет стать, что он может, что от него хочет общество. Здесь процесс социализации оказывает влияние на профессионализацию.

Профессиональное самоопределение, укрепившись, начинает влиять на личностное. Человек, овладевая профессией, более зрело начинает представлять и оценивать себя. Может происходить переоценка отношения человека к себе как к личности. По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает мотивация, актуализируются потенциальные возможности, возрастает уровень притязаний, то есть профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека.

Характер межличностных отношений, в которые вступает человек в трудовой деятельности, влияет не только на личностное развитие, но и на шлифовку человека как профессионала. Социальное влияет на профессиональное.

Вид профессии может определить личность человека: общие профессиональные цели, похожие условия труда и быта, одинаковые пути повышения материального благосостояния, профессионального и социального роста. Все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности, общения, поведения, формирует общие по содержанию интересы, установки, традиции. У людей одной профессии складываются близкие ценностные ориентации, особенности общения, даже манера одеваться. Таким образом, профессия сама накладывает отпечаток на человека. Но в некоторых случаях, например, при появлении у личности новых потребностей, человек может менять профессию.

Понятие «профессионализм» используется в разных смыслах. В одних случаях имеются в виду нормативные требования профессии к личности человека – нормативный профессионализм, в других – обладание человеком необходимым набором психических качеств, когда профессионализм становится внутренней характеристикой человека – реальный профессионализм.

А.К. Маркова выделяет следующие уровни профессионализма:

1) допрофессионализм – человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала;

2) профессионализм – человек стабильно работает и выполняет все, что от него требуется;

3) суперпрофессионализм – творчество, личностное развитие, то, что называется «акме» - вершина профессиональных достижений;

4) непрофессионализм, псевдопрофессионализм – внешне достаточно активная деятельность, но при этом человек либо производит много «брака» в работе, либо сам деградирует как личность;

5) послепрофессионализм – человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс - профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов.

Профессиональное выполнение труда – это всегда осуществление его на высоком уровне. Близко к реальному профессионализму примыкает слово «компетентность».

Компетентность – это сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Судить о наличии компетентности можно по результатам труда человека. Компетентность нельзя отнести к старанию или образованию человека. Различают следующие виды профессиональной компетентности:

1) специальная компетентность – владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность планировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

2) социальная компетентность – владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, готовность к сотрудничеству, социальная ответственность за результаты своего труда;

3) личностная компетентность – владение приемами личного самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

4) индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд.

Названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке. Он может быть хорошим специалистом в своей области, но не уметь общаться. То есть, можно, что компетентность конкретного человека уже, чем его профессионализм.

Обычно рассматривают две стороны профессионализма: мотивационную и операционную. Главной характеристикой мотивационного компонента для высоких уровней профессионализма является духовное направление профессии:

Для операционной сферы профессионализма главным является «технологическое» обеспечение духовного направления профессии: