7.5. Влияние шума на человека
О вреде шума знали еще наши далекие предки, и еще в античную эпоху существовали правила по его ограничению.
Тем не менее, шум сопровождает нас повсюду. Но в последнее время он преследует человека все более явно, все более настойчиво. Это бедствие цивилизованного мира все шире вторгается в нашу повседневность на заводах и фабриках, в учреждениях и даже в собственном доме.
Люди расплачиваются за шум глухотой, нервными заболеваниями, головными болями, нарушениями режима сна. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования и опросы общественного мнения.
Успешно ведется борьба с шумом в Швейцарии. Использование звукопоглощающих материалов, применение бесшумных кондиционеров, вентиляторов и других бытовых приборов, оснащение рабочих помещений звуконепроницаемыми потолками, стенами, дверьми и окнами делает строения швейцарцев местом для спокойной и плодотворной работы.
Если ребенок делает уроки «под телевизор», подросток читает книгу рядом с включенным магнитофоном, а в рабочем кабинете руководителя гремит радио, то подобная картина, которую часто можно увидеть, небезобидна.
Ученым давно известно, как вредно сказывается на человеке радиошум – смысловая акустическая нагрузка, а попросту прослушивание радиопередач параллельно с работой.
Речь идет не о музыке, специально подобранной для сопровождения однообразных операций, например, на конвейере.
Если включен радиоприемник (идет обычная радиопередача), то производительность умственного труда снижается в 12-15 раз. Это же относится и к эффективности учебного процесса.
В 1,5-2 раза снижается и производительность физического труда при одном включенном репродукторе, в 2-5 раз – при двух с разной программой. В таких условиях в 2-3 раза увеличивается вероятность несчастных случаев или производственного травматизма.
Работа при радиошуме вызывает ощущение тяжести в голове, головные боли, приводит к развитию неврозов, гипертонии, язвы желудка.
Итак, следует помнить: заниматься умственным трудом лучше в тихой спокойной обстановке. Работа при шуме приводит к головной боли, развитию неврозов, язвы желудка, ухудшению слуха, снижению творческой отдачи.
От шума страдают абсолютно все. Он раздражает и нервирует нас, мешает нормально спать и приводит к таким нежелательным психологическим последствиям, как потеря или понижение слуха. Шум - официально признанный источник профессиональных заболеваний клепальщиков, операторов котельных, механиков, обслуживающих самолетные двигатели, литейщиков и рабочих ткацких фабрик. По искам людей, слух которых пострадал на производстве, работодатели ежегодно выплачивают миллионы долларов.
Основной единицей измерения шума является децибел (дБ) - мера субъективной, или воспринимаемой, интенсивности звука. Звук, интенсивность которого равна 0 дБ, - слуховой порог - это самый слабый звук, который большинство из нас способно услышать. В Таблице 7 представлены данные, характеризующие уровень шума, присущий многим знакомым ситуациям.
Таблица 7
Источник звука или ситуация | Уровень шума, дБ |
Дыхание | 10 |
Шепот на расстоянии 5 футов (около 1,5 метров) | 30 |
Офис, в котором тихо | 40 |
Разговор на расстоянии 3 футов (около 90 см) | 70 |
Городской транспорт в пробке | 80 |
Кухонное оборудование | 95 |
Среднестатистическая фабрика | 100 |
Электрическая газонокосилка | 110 |
Плачущие дети | 110 |
Пневматические молотки на расстоянии 3 футов (около 90 см) | 120 |
Выступление рок – группы, использующей усилители | 140 |
Реактивный самолет на взлете | 150 |
Человеку, регулярно испытывающему воздействие шума, интенсивность которого превышает 85 дБ, может грозить потеря или понижение слуха, а воздействие шума интенсивностью свыше 120 дБ, способно стать причиной временной потери слуха. Кратковременное воздействие шума, интенсивность которого превышает 130 дБ, может вызвать необратимую глухоту. Правительством США регламентировано максимально допустимое время воздействие шума на индустриальных рабочих: 90 дБ - 8 часов в день, 100 дБ - 2 часа в день и 110 дБ - 30 минут в день.
Воздействие шума, интенсивность которого составляет от 95 до 110 дБ, вызывает сужение кровеносных сосудов, изменение сердечного ритма и расширение зрачков, причем кровеносные сосуды не сразу приходят в норму после устранения источника шума, что нарушает кровоснабжение внутренних органов и конечностей. Продолжительное воздействие громкого шума - причина повышения артериального давления и напряжения мышц, оно также нарушает эмоциональную стабильность и вызывает стресс. Согласно результатам исследования, проведенного с участием 40 женщин, канцелярских работников, трехчасовое пребывание в обстановке типичного открытого для посетителей офиса вызывает такие психологические признаки стресса, которые поддаются измерению. Шум также снижает мотивацию труда персонала.
Шум мешает общению. Если уровень шума в офисе невысок (50-60 дБ), два человека, расстояние между которыми не превышает 5 футов, могут разговаривать, не повышая голосов. При возрастании уровня шума, они, чтобы слышать друг друга, вынуждены либо разговаривать громче, либо один из них должен встать со своего рабочего места и подойти к другому. Уровень шума на обычной фабрике заставляет рабочих и супервизоров кричать. Неудивительно, если часть информации при такой передаче теряется.
- Тема 1. Профессиональная деятельность как объект научного познания
- 1.1. Понятие профессии, профессиональной деятельности.
- 1.2. Структура профессиональной деятельности.
- 1.3. Психологические и непсихологические классификации профессий.
- Типология профессий
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Профессиональная пригодность и профессиональный отбор.
- 2.1. Профессиональная пригодность как свойство системы «субъект-объект»
- Примерное соотношение человека и объективных требований труда, работы, профессии.
- 2.2. Концепция интегрального исследования индивидуальности (в.С. Мерлин).
- Свойства интегральной индивидуальности
- 2.3. Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности.
- 2.4. Методы изучения профессиональной пригодности
- 2.5. Критерии профессиональной пригодности в отборе
- Вопросы для повторения
- Тема 3. Основы теории профессионализации
- 3.1. Понятие профессионального самоопределения и профессионализации
- 3.2. Этапы профессионального развития личности
- 3.4. Развитие профессиональной карьеры
- Вопросы для повторения
- Тема 4. Основы анализа содержания и построения профессиональной деятельности
- 4.1. Понятие о профессиограмме и психограмме.
- 4.2. Основные разделы и виды профессиограмм
- Пример профессиокарты продавца:
- Структура полной профессиограммы
- Часть 1. Социально-психологическая характеристика профессии
- Часть 2. Характеристика и анализ психограммы
- Часть 3. Заключение
- Вопросы для повторения
- Тема 5. Профессионально значимые свойства и их динамика
- 5.1. Индивидуально-типологические свойства
- 5.2. Сенсорные и перцептивные свойства
- 5.3. Аттенционные свойства
- 5.4. Мнемические свойства
- 5.5. Имажинитивные свойства
- 5.6. Мыслительные свойства
- 5.7. Сознание
- 5.8. Психомоторные свойства
- 5.9. Волевые свойства
- Вопросы для повторения
- Тема 6. Работоспособность. Функциональные состояния человека в труде, методы их диагностики и коррекции.
- 6.1. Работоспособность человека.
- 6.2. Функциональные состояния человека в труде
- Виды напряжений
- 6.3. Динамика работоспособности и состояние утомления
- 6.4. Методы диагностики функциональных состояний
- 6.4.1. Физиологические методы исследования
- 6.4.2. Психологические методы изучения функциональных состояний.
- 6.4.3. Комплексные методы тестирования
- 6.5. Профилактика и коррекция неблагоприятных функциональных состояний
- Вопросы для повторения
- Тема 7. Предметные и социальные условия труда.
- 7.1. Рабочая среда и условия труда
- 7.2. Местоположение организации
- 7.3. Дизайн офиса и рабочего места
- 7.4. Освещенность
- Рекомендуемые уровни освещенности для разных рабочих помещений
- 7.5. Влияние шума на человека
- 7.6. Цвет
- 7.7. Микроклимат рабочего помещения. Температура и влажность воздуха
- 7.8. Психологические и социальные условия труда
- Вопросы для повторения
- Тема 8. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях
- 8.1. Профессиональная адаптация и ее варианты
- 8.2. Профессионально обусловленные акцентуации личности и профессиональные деформации.
- 8.3. Развитие профессиональных деформаций и пути профессиональной реабилитации.
- Вопросы для повторения
- Контрольные вопросы к защите
- Способ оценки результатов
- Методика экспертного выявления профессионально важных качеств.
- Контрольные вопросы к защите
- Способ оценки результатов
- Методика сан (самочувствие, активность, настроение)
- Лабораторная работа №4. Диагностика профессионального выгорания
- Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения
- Теоретическая часть
- Общая постановка задачи
- Контрольные вопросы к защите
- Способ оценки результатов
- Опросник на «выгорание» mbi