Часть 3. Заключение
1.Ведущие, профессионально значимые черты личности и характеристики процессов (ранжировать).
2.Количественные профессиографические показатели референтного события (этапа деятельности): суммарная динамическая интенсивность, серийная скорость переработки информации, показатели стереотипности, логической сложности, общей сложности работы и т.п.
3.Рекомендации:
- по комплексной рационализации труда;
- по методам производственного обучения;
- по вопросам трудовой экспертизы;
- по инженерно-психологическому совершенствованию оборудования.
4.Вопросы, подлежащие дальнейшему изучению.
Общие указания
1. Все вопросы схемы освещаются в форме качественного описания, дополняемого полуколичественными или количественными оценками. Для оценок используются как объективные, так и субъективные шкалы, и их комбинации. Шкалы по необходимости носят порядковый характер. Широко применяется ранжирование, а также метод парных сравнений (самостоятельно или как этап при ранжировании).
2. Профессиограмма должна составляться в самом начале, на первых этапах изучения профессии (или какой-либо проблемы психологии труда), как этапный документ в ходе изучения профессии (проблемы), а также в конце изучения, в форме итога о проделанной работе.
3. Удельный вес отдельных разделов профессиограммы и другие коррективы вносятся с учетом особенностей данной конкретной профессии (или изучаемой проблемы), а также целей исследования (обоснование методов профотбора, профадаптации, профобучения, оптимизации среды, машинного звена системы и т.д.).
Профессиограмма секретаря-референта
1. Общая характеристика профессии
Выполняет технические функции и поручения руководителя, применяет рациональные методы работы с посетителями и документами, способствуя тем самым успешному решению основных задач организации. Регистрирует и анализирует письма, документы, систематизирует их по степени важности, ведет телефонные переговоры, записывает и передает задания руководителя по назначению, следит за их выполнением. Участвует в подготовке заседаний и совещаний, ведет их стенограммы, регулирует прием посетителей. По поручению руководителя готовит информацию о телефонных сообщениях, письмах, документах, рефераты по печатным и рукописным материалам, организует их тиражирование, составляет проекты писем и документов. Работает на персональной ЭВМ, пишущей машинке, средствах организационной техники. Работа может быть ненормированной, возможны командировки.
2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Нормальный слух, хорошая наглядно-образная память, склонность к работе с людьми и документами, умеренная общительность, организованность, доброжелательность, сосредоточенность внимания, эмоционально-волевая устойчивость, приятная внешность.
3. Медицинские противопоказания
Деятельность противопоказана людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями внутренних органов (печени, щитовидной железы и т.п.), расстройствами нервной системы, проявляющимися в раздражительности, психическими заболеваниями, имеющим дефекты речи и явные физические недостатки.
4. Требования к профессиональной подготовке
Необходимы хорошие знания в области русского языка, литературы, осведомленность в вопросах информатики, психологии общения, эстетики, желательно знание иностранного языка. Должен знать основы научной организации труда, делопроизводство, стенографию, машинопись; правила эксплуатации персональных ЭВМ, пишущих машинок, оргтехники, диктофонов, магнитофонов, правила орфографии и пунктуации: правила внутреннего распорядка, структуру учреждения и функции ответственных сотрудников. Должен уметь пользоваться ЭВМ, пишущей машинкой, оргтехникой и другой аппаратурой; самостоятельно (по поручению руководителя) готовить проекты приказов, ответы на письма и запросы; вести картотеку адресов организаций и лиц, с которыми ведется переписка или переговоры: подготавливать рефераты по порученным вопросам: вести протоколы заседаний.
5. Пути получения профессии
Курсы по подготовке секретарей-референтов, возможно обучение на рабочем месте.
6. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности
Секретарь-референт может создать структуру по подготовке (оформлению), печатанию, тиражированию деловых бумаг, ходатайств, заявлений и т.п.: фирму, выполняющую переводы с иностранных языков, подготовку рефератов и т.п. В условиях надомного труда возможно осуществление отдельных из этих функций.
7. Родственные профессии (специальности)
Администратор гостиницы, делопроизводитель, регистратор-приемщик заказов, референт, секретарь-машинистка.
- Тема 1. Профессиональная деятельность как объект научного познания
- 1.1. Понятие профессии, профессиональной деятельности.
- 1.2. Структура профессиональной деятельности.
- 1.3. Психологические и непсихологические классификации профессий.
- Типология профессий
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Профессиональная пригодность и профессиональный отбор.
- 2.1. Профессиональная пригодность как свойство системы «субъект-объект»
- Примерное соотношение человека и объективных требований труда, работы, профессии.
- 2.2. Концепция интегрального исследования индивидуальности (в.С. Мерлин).
- Свойства интегральной индивидуальности
- 2.3. Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности.
- 2.4. Методы изучения профессиональной пригодности
- 2.5. Критерии профессиональной пригодности в отборе
- Вопросы для повторения
- Тема 3. Основы теории профессионализации
- 3.1. Понятие профессионального самоопределения и профессионализации
- 3.2. Этапы профессионального развития личности
- 3.4. Развитие профессиональной карьеры
- Вопросы для повторения
- Тема 4. Основы анализа содержания и построения профессиональной деятельности
- 4.1. Понятие о профессиограмме и психограмме.
- 4.2. Основные разделы и виды профессиограмм
- Пример профессиокарты продавца:
- Структура полной профессиограммы
- Часть 1. Социально-психологическая характеристика профессии
- Часть 2. Характеристика и анализ психограммы
- Часть 3. Заключение
- Вопросы для повторения
- Тема 5. Профессионально значимые свойства и их динамика
- 5.1. Индивидуально-типологические свойства
- 5.2. Сенсорные и перцептивные свойства
- 5.3. Аттенционные свойства
- 5.4. Мнемические свойства
- 5.5. Имажинитивные свойства
- 5.6. Мыслительные свойства
- 5.7. Сознание
- 5.8. Психомоторные свойства
- 5.9. Волевые свойства
- Вопросы для повторения
- Тема 6. Работоспособность. Функциональные состояния человека в труде, методы их диагностики и коррекции.
- 6.1. Работоспособность человека.
- 6.2. Функциональные состояния человека в труде
- Виды напряжений
- 6.3. Динамика работоспособности и состояние утомления
- 6.4. Методы диагностики функциональных состояний
- 6.4.1. Физиологические методы исследования
- 6.4.2. Психологические методы изучения функциональных состояний.
- 6.4.3. Комплексные методы тестирования
- 6.5. Профилактика и коррекция неблагоприятных функциональных состояний
- Вопросы для повторения
- Тема 7. Предметные и социальные условия труда.
- 7.1. Рабочая среда и условия труда
- 7.2. Местоположение организации
- 7.3. Дизайн офиса и рабочего места
- 7.4. Освещенность
- Рекомендуемые уровни освещенности для разных рабочих помещений
- 7.5. Влияние шума на человека
- 7.6. Цвет
- 7.7. Микроклимат рабочего помещения. Температура и влажность воздуха
- 7.8. Психологические и социальные условия труда
- Вопросы для повторения
- Тема 8. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях
- 8.1. Профессиональная адаптация и ее варианты
- 8.2. Профессионально обусловленные акцентуации личности и профессиональные деформации.
- 8.3. Развитие профессиональных деформаций и пути профессиональной реабилитации.
- Вопросы для повторения
- Контрольные вопросы к защите
- Способ оценки результатов
- Методика экспертного выявления профессионально важных качеств.
- Контрольные вопросы к защите
- Способ оценки результатов
- Методика сан (самочувствие, активность, настроение)
- Лабораторная работа №4. Диагностика профессионального выгорания
- Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения
- Теоретическая часть
- Общая постановка задачи
- Контрольные вопросы к защите
- Способ оценки результатов
- Опросник на «выгорание» mbi