6.2. Функциональные состояния человека в труде
Психические состояния – относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент в конкретной ситуации.
Функциональное состояние – фоновая активность нервной системы, в условиях которой реализуются те или другие поведенческие акты животных и человека.
Классификация состояний по уровню напряжения:
1) умеренное напряжение – нормальное рабочее состояние человека, это состояние психической активности, которая необходима для успешного выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций. Проявляется хорошим самочувствием, стабильным, уверенным выполнением действий. Умеренному напряжению соответствует работа в оптимальном режиме. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Имеет место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов от деятельности, срывов. Работа в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью, максимальной эффективностью.
2) повышенное напряжение – сопровождает деятельность, которая протекает в экстремальных условиях.
Экстремальные условия – условия, которые требуют от работающего максимального напряжения психофизиологических функций. Это напряжение выходит за пределы физиологической нормы. Отклонение от оптимальных условий деятельности требует повышенного волевого усилия, что и вызывает напряжение.
Классификация напряжений представлена в Таблице 5.
Таблица 5
- Тема 1. Профессиональная деятельность как объект научного познания
- 1.1. Понятие профессии, профессиональной деятельности.
- 1.2. Структура профессиональной деятельности.
- 1.3. Психологические и непсихологические классификации профессий.
- Типология профессий
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Профессиональная пригодность и профессиональный отбор.
- 2.1. Профессиональная пригодность как свойство системы «субъект-объект»
- Примерное соотношение человека и объективных требований труда, работы, профессии.
- 2.2. Концепция интегрального исследования индивидуальности (в.С. Мерлин).
- Свойства интегральной индивидуальности
- 2.3. Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности.
- 2.4. Методы изучения профессиональной пригодности
- 2.5. Критерии профессиональной пригодности в отборе
- Вопросы для повторения
- Тема 3. Основы теории профессионализации
- 3.1. Понятие профессионального самоопределения и профессионализации
- 3.2. Этапы профессионального развития личности
- 3.4. Развитие профессиональной карьеры
- Вопросы для повторения
- Тема 4. Основы анализа содержания и построения профессиональной деятельности
- 4.1. Понятие о профессиограмме и психограмме.
- 4.2. Основные разделы и виды профессиограмм
- Пример профессиокарты продавца:
- Структура полной профессиограммы
- Часть 1. Социально-психологическая характеристика профессии
- Часть 2. Характеристика и анализ психограммы
- Часть 3. Заключение
- Вопросы для повторения
- Тема 5. Профессионально значимые свойства и их динамика
- 5.1. Индивидуально-типологические свойства
- 5.2. Сенсорные и перцептивные свойства
- 5.3. Аттенционные свойства
- 5.4. Мнемические свойства
- 5.5. Имажинитивные свойства
- 5.6. Мыслительные свойства
- 5.7. Сознание
- 5.8. Психомоторные свойства
- 5.9. Волевые свойства
- Вопросы для повторения
- Тема 6. Работоспособность. Функциональные состояния человека в труде, методы их диагностики и коррекции.
- 6.1. Работоспособность человека.
- 6.2. Функциональные состояния человека в труде
- Виды напряжений
- 6.3. Динамика работоспособности и состояние утомления
- 6.4. Методы диагностики функциональных состояний
- 6.4.1. Физиологические методы исследования
- 6.4.2. Психологические методы изучения функциональных состояний.
- 6.4.3. Комплексные методы тестирования
- 6.5. Профилактика и коррекция неблагоприятных функциональных состояний
- Вопросы для повторения
- Тема 7. Предметные и социальные условия труда.
- 7.1. Рабочая среда и условия труда
- 7.2. Местоположение организации
- 7.3. Дизайн офиса и рабочего места
- 7.4. Освещенность
- Рекомендуемые уровни освещенности для разных рабочих помещений
- 7.5. Влияние шума на человека
- 7.6. Цвет
- 7.7. Микроклимат рабочего помещения. Температура и влажность воздуха
- 7.8. Психологические и социальные условия труда
- Вопросы для повторения
- Тема 8. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях
- 8.1. Профессиональная адаптация и ее варианты
- 8.2. Профессионально обусловленные акцентуации личности и профессиональные деформации.
- 8.3. Развитие профессиональных деформаций и пути профессиональной реабилитации.
- Вопросы для повторения
- Контрольные вопросы к защите
- Способ оценки результатов
- Методика экспертного выявления профессионально важных качеств.
- Контрольные вопросы к защите
- Способ оценки результатов
- Методика сан (самочувствие, активность, настроение)
- Лабораторная работа №4. Диагностика профессионального выгорания
- Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения
- Теоретическая часть
- Общая постановка задачи
- Контрольные вопросы к защите
- Способ оценки результатов
- Опросник на «выгорание» mbi