Методика сан (самочувствие, активность, настроение)
Методика предложена В.А. Доскиным с соавторами (1973) и состоит из 30 биполярных шкал, которые группируются в три категории – самочувствие, активность, настроение.
Инструкция. На выданном бланке вам нужно выразить оценку своего состояния по каждой позиции в баллах в соответствии с имеющейся шкалой (зачеркните соответствующую цифру). Если вы не можете определить свое состояние по какой-нибудь позиции, то зачеркните 0.
Бланк регистрации ответов
ФИО__________________________________________________________
Возраст_______________________ Дата____________________________
ШКАЛА САМООЦЕНКИ (САН)
№ | Самооценка | Значительно | Средне | Слабо | Вовсе нет | Слабо | Средне | Значительно | Самооценка |
|
|
01 | Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое | 71 | С |
02 | Чувствую себя сильным | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Чувствую себя слабым | 71 | С |
03 | Пассивный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Активный | 17 | А |
04 | Малоподвижный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Подвижный | 17 | А |
05 | Веселый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грустный | 71 | Н |
06 | Хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Плохое настроение | 71 | Н |
07 | Работоспособный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разбитый | 71 | С |
08 | Полный сил | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обессиленный | 71 | С |
09 | Медлительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Быстрый | 17 | А |
10 | Бездеятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Деятельный | 17 | А |
11 | Счастливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несчастный | 71 | Н |
12 | Жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мрачный | 71 | Н |
13 | Напряженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Расслабленный | 71 | С |
14 | Здоровый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Больной | 71 | С |
15 | Безучастный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Увлеченный | 17 | А |
16 | Равнодушный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Взволнованный | 17 | А |
17 | Восторженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Унылый | 71 | Н |
18 | Радостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Печальный | 71 | Н |
19 | Отдохнувший | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Усталый | 71 | С |
20 | Свежий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Изнуренный | 71 | С |
21 | Сонливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Возбужденный | 17 | А |
22 | Свежий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Изнуренный | 17 | А |
23 | Спокойный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Озабоченный | 71 | Н |
24 | Оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пессимистичный | 71 | Н |
25 | Выносливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Утомляемый | 71 | С |
26 | Бодрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Вялый | 71 | С |
27 | Соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Соображать легко | 17 | А |
28 | Рассеянный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Внимательный | 17 | А |
29 | Полный надежд | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разочарованный | 71 | Н |
30 | Довольный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Недовольный | 71 | Н |
Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов по каждой категории, для чего цифры шкалы переводятся в 7-балльную оценку: по позициям 1,2, 5-8, 11-14, 17-20, 23-26, 29, 30 – от 7 до 1 балла, а по позициям 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28 – от 1 балла до 7 баллов.
Самочувствие определяется по сумме баллов, набранной по позициям 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность определяется суммой, набранной по позициям 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение выражается суммой, набранной по позициям 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Норма находится в пределах 50-55 баллов.
- Тема 1. Профессиональная деятельность как объект научного познания
- 1.1. Понятие профессии, профессиональной деятельности.
- 1.2. Структура профессиональной деятельности.
- 1.3. Психологические и непсихологические классификации профессий.
- Типология профессий
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Профессиональная пригодность и профессиональный отбор.
- 2.1. Профессиональная пригодность как свойство системы «субъект-объект»
- Примерное соотношение человека и объективных требований труда, работы, профессии.
- 2.2. Концепция интегрального исследования индивидуальности (в.С. Мерлин).
- Свойства интегральной индивидуальности
- 2.3. Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности.
- 2.4. Методы изучения профессиональной пригодности
- 2.5. Критерии профессиональной пригодности в отборе
- Вопросы для повторения
- Тема 3. Основы теории профессионализации
- 3.1. Понятие профессионального самоопределения и профессионализации
- 3.2. Этапы профессионального развития личности
- 3.4. Развитие профессиональной карьеры
- Вопросы для повторения
- Тема 4. Основы анализа содержания и построения профессиональной деятельности
- 4.1. Понятие о профессиограмме и психограмме.
- 4.2. Основные разделы и виды профессиограмм
- Пример профессиокарты продавца:
- Структура полной профессиограммы
- Часть 1. Социально-психологическая характеристика профессии
- Часть 2. Характеристика и анализ психограммы
- Часть 3. Заключение
- Вопросы для повторения
- Тема 5. Профессионально значимые свойства и их динамика
- 5.1. Индивидуально-типологические свойства
- 5.2. Сенсорные и перцептивные свойства
- 5.3. Аттенционные свойства
- 5.4. Мнемические свойства
- 5.5. Имажинитивные свойства
- 5.6. Мыслительные свойства
- 5.7. Сознание
- 5.8. Психомоторные свойства
- 5.9. Волевые свойства
- Вопросы для повторения
- Тема 6. Работоспособность. Функциональные состояния человека в труде, методы их диагностики и коррекции.
- 6.1. Работоспособность человека.
- 6.2. Функциональные состояния человека в труде
- Виды напряжений
- 6.3. Динамика работоспособности и состояние утомления
- 6.4. Методы диагностики функциональных состояний
- 6.4.1. Физиологические методы исследования
- 6.4.2. Психологические методы изучения функциональных состояний.
- 6.4.3. Комплексные методы тестирования
- 6.5. Профилактика и коррекция неблагоприятных функциональных состояний
- Вопросы для повторения
- Тема 7. Предметные и социальные условия труда.
- 7.1. Рабочая среда и условия труда
- 7.2. Местоположение организации
- 7.3. Дизайн офиса и рабочего места
- 7.4. Освещенность
- Рекомендуемые уровни освещенности для разных рабочих помещений
- 7.5. Влияние шума на человека
- 7.6. Цвет
- 7.7. Микроклимат рабочего помещения. Температура и влажность воздуха
- 7.8. Психологические и социальные условия труда
- Вопросы для повторения
- Тема 8. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях
- 8.1. Профессиональная адаптация и ее варианты
- 8.2. Профессионально обусловленные акцентуации личности и профессиональные деформации.
- 8.3. Развитие профессиональных деформаций и пути профессиональной реабилитации.
- Вопросы для повторения
- Контрольные вопросы к защите
- Способ оценки результатов
- Методика экспертного выявления профессионально важных качеств.
- Контрольные вопросы к защите
- Способ оценки результатов
- Методика сан (самочувствие, активность, настроение)
- Лабораторная работа №4. Диагностика профессионального выгорания
- Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения
- Теоретическая часть
- Общая постановка задачи
- Контрольные вопросы к защите
- Способ оценки результатов
- Опросник на «выгорание» mbi