Опросник на «выгорание» mbi
Авторами методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого в бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «очень часто», «каждый день».
Бланк для ответов
№ вопроса | Вариант ответа | |||||
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день | |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
Текст опросника
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя как «выжатый лимон».
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка результатов. Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются:
0 баллов – «никогда»,
1 балл – «очень редко»,
3 балла – «иногда»,
4 балла – «часто»,
5 баллов – «очень часто»,
6 баллов – «каждый день».
«Ключ» к опроснику. Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
-
«Эмоциональное истощение» - ответы «да» по пунктам 1,2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов - 54).
-
«Деперсонализация» - ответы «да» по пунктам 5,10, 11,15, 22 (максимальная сума баллов - 30).
-
«Редукция личных достижений» - ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов - 48).
Выводы. Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по суме баллов всех шкал.
- Тема 1. Профессиональная деятельность как объект научного познания
- 1.1. Понятие профессии, профессиональной деятельности.
- 1.2. Структура профессиональной деятельности.
- 1.3. Психологические и непсихологические классификации профессий.
- Типология профессий
- Вопросы для повторения
- Тема 2. Профессиональная пригодность и профессиональный отбор.
- 2.1. Профессиональная пригодность как свойство системы «субъект-объект»
- Примерное соотношение человека и объективных требований труда, работы, профессии.
- 2.2. Концепция интегрального исследования индивидуальности (в.С. Мерлин).
- Свойства интегральной индивидуальности
- 2.3. Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности.
- 2.4. Методы изучения профессиональной пригодности
- 2.5. Критерии профессиональной пригодности в отборе
- Вопросы для повторения
- Тема 3. Основы теории профессионализации
- 3.1. Понятие профессионального самоопределения и профессионализации
- 3.2. Этапы профессионального развития личности
- 3.4. Развитие профессиональной карьеры
- Вопросы для повторения
- Тема 4. Основы анализа содержания и построения профессиональной деятельности
- 4.1. Понятие о профессиограмме и психограмме.
- 4.2. Основные разделы и виды профессиограмм
- Пример профессиокарты продавца:
- Структура полной профессиограммы
- Часть 1. Социально-психологическая характеристика профессии
- Часть 2. Характеристика и анализ психограммы
- Часть 3. Заключение
- Вопросы для повторения
- Тема 5. Профессионально значимые свойства и их динамика
- 5.1. Индивидуально-типологические свойства
- 5.2. Сенсорные и перцептивные свойства
- 5.3. Аттенционные свойства
- 5.4. Мнемические свойства
- 5.5. Имажинитивные свойства
- 5.6. Мыслительные свойства
- 5.7. Сознание
- 5.8. Психомоторные свойства
- 5.9. Волевые свойства
- Вопросы для повторения
- Тема 6. Работоспособность. Функциональные состояния человека в труде, методы их диагностики и коррекции.
- 6.1. Работоспособность человека.
- 6.2. Функциональные состояния человека в труде
- Виды напряжений
- 6.3. Динамика работоспособности и состояние утомления
- 6.4. Методы диагностики функциональных состояний
- 6.4.1. Физиологические методы исследования
- 6.4.2. Психологические методы изучения функциональных состояний.
- 6.4.3. Комплексные методы тестирования
- 6.5. Профилактика и коррекция неблагоприятных функциональных состояний
- Вопросы для повторения
- Тема 7. Предметные и социальные условия труда.
- 7.1. Рабочая среда и условия труда
- 7.2. Местоположение организации
- 7.3. Дизайн офиса и рабочего места
- 7.4. Освещенность
- Рекомендуемые уровни освещенности для разных рабочих помещений
- 7.5. Влияние шума на человека
- 7.6. Цвет
- 7.7. Микроклимат рабочего помещения. Температура и влажность воздуха
- 7.8. Психологические и социальные условия труда
- Вопросы для повторения
- Тема 8. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях
- 8.1. Профессиональная адаптация и ее варианты
- 8.2. Профессионально обусловленные акцентуации личности и профессиональные деформации.
- 8.3. Развитие профессиональных деформаций и пути профессиональной реабилитации.
- Вопросы для повторения
- Контрольные вопросы к защите
- Способ оценки результатов
- Методика экспертного выявления профессионально важных качеств.
- Контрольные вопросы к защите
- Способ оценки результатов
- Методика сан (самочувствие, активность, настроение)
- Лабораторная работа №4. Диагностика профессионального выгорания
- Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения
- Теоретическая часть
- Общая постановка задачи
- Контрольные вопросы к защите
- Способ оценки результатов
- Опросник на «выгорание» mbi