logo
Учебно-методическое пособие Психофиз

3.2. Этапы профессионального развития личности

Профессиональная жизнь взрослого человека не является одинаковой на протяжении всей его жизни. Профессиональным возрастным развитием называется процесс профессионального становления личности, опосредованный его возрастом. Возраст в психологии определяется как относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Для возрастного развития характерны следующие закономерности.

1. Качественное своеобразие каждого возраста. В каждом возрасте складываются новые психические качества (новообразования), они означают вклад этого возраста в общее психическое развитие.

2. Неравномерность. По Б.Г. Ананьеву, не совпадает во времени наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и субъекта труда (трудоспособность).

3. Необратимость. Нельзя объективно вернуть себя в предыдущий возраст.

4. Преемственность. Все последующие фазы развития связаны с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а входят в состав новых, перестраиваясь.

5. Сензитивность. На отдельных этапах развития человек наиболее чувствителен (сензитивен) к некоторым внешним воздействиям.

6. Наличие кризисов. В критический период развитие не прекращает своей созидательной работы (Л.С. Выготский, Э. Эриксон).

Эти и другие закономерности подробно рассматриваются в возрастной психологии. Особенно хотелось бы отметить работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Э. Эриксона. В контексте общей логики профессионального возрастного развития возможны большие индивидуальные «разбросы». Процесс индивидуализации в труде может иметь разные выражения:

Очень важно, чтобы каждый человек нашел свое место в профессиональной структуре общества, соответствующее его индивидуальным устремлениям, индивидуальной активности и инициативе, его индивидуальным мотивам и способностям.

Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении препятствий в пути к этой цели. Здесь наиболее эффективным является принцип равновесия и баланса.

Е.А. Климов предложил периодизацию развития человека как субъекта труда:

1) Стадия предыгры (от рождения до 3 лет) – происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

2) Стадия игры (от 3 до 6-8 лет) – овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя…).

3) Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет) – интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая желание погулять и расслабиться после школы.

4) Стадия «оптации» (от лат. optatio – желание, выбор) (от 11-12до 14-18 лет) – стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный.

5) Стадия адепта – это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

6) Стадия адаптанта – это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.

7) Стадия интернала – это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне (от англ. internal - внутренний).

8) Стадия мастера – о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.

9) Стадия авторитета – работник стал лучшим среди мастеров. Не каждый работник может достичь этого уровня.

10) Стадия наставника – высший уровень работы любого специалиста. Работник становится не просто великолепным специалистом в своей области, но и Учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души).

А.К. Маркова выделяет более конкретные этапы освоения профессии:

1) адаптация человека к профессии;

2) самоактуализация человека в профессии (приспособление к профессии – «выработка индивидуальной профессиональной нормы», «планки» самореализации, которую в дальнейшем работник пытается приподнять);

3) гармонизация человека с профессией (близко к уровню мастерства по Е.А. Климову). Человек работает как бы «играючи», легко выполняя задания по освоенным технологиям;

4) преобразование, обогащение человеком своей профессии. Это уровень творчества, когда, например, некоторые мастера начинают переживать, что, освоив какие-то действия, могут успокоиться и остановиться в своем развитии. В немалой степени это связано с формированием индивидуального стиля деятельности;

5) этап свободного владения несколькими профессиями – специалист выходит за рамки формальной деятельности и все больше становится «наставником»;

6) этап творческого самоопределения себя как личности – профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и находит для этого возможности и силы.

Этапы 4,5 и 6 – это этапы суперпрофессионализма.

Периодизация американского психолога Д. Сьюпера:

1. Этап роста – происходит развитие основных интересов и способностей (от рождения до 14 лет). При этом представления о будущей профессии выстраиваются на основании сначала фантазии (4-10 лет), затем – осознания собственных интересов (11-12 лет), а позже – и на основании осознания своих способностей (13-14 лет).

2. Этап исследования своих сил и устремлений, этап «разведки» - происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности (от 14 до 25 лет). Возможно даже временное (но не основное) занятие определенной профессией (15-17 лет). В переходный период (18-21 год) молодой человек продолжает активный поиск профессионального учебного заведения в условиях освоения способов самостоятельной жизни, включая и временные подработки. Завершается этот этап апробированием избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемые с учебой (примерно 22-24 года).

3. Пробный этап – человек «пробует» себя в качестве полноценного специалиста, способного «конкурировать» с более опытными работниками (25-30 лет). Именно конкуренция в стремлении к жизненному успеху (к карьере) является важнейшим смыслом существования в современном западном обществе. Поэтому молодой специалист в первую очередь осваивает именно эту «науку».

4. Этап стабилизации, утверждения себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста – предполагает дальнейшее профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе и в своей фирме (от 30 до 44 лет).

5. Этап поддерживания, сохранения достигнутых позиций (в ходе карьерных усилий) – человек стремится создать устойчивое профессиональное и социальное положение. Именно здесь решается вопрос, удастся ли построить желаемый образ жизни и добиться успеха, т.е. состоится ли карьера вообще (от 45 до 64 лет).

6. Этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и социальной активности (от 65 лет и более).

3.3. Кризисы профессионального становления.

Известный зарубежный психолог Г.Шихи выделяет основные кризисы взрослого человека:

1. Кризис «вырывания корней» (18-22 года) – позиция молодого человека часто выражается в девизе «Я знаю, чего хочу!». Юноша нередко впадает в фантазии в процессе проверки этих убеждений. Одна часть молодого человека пытается стать индивидуальностью, а другая – обеспечить свою безопасность и комфорт (на этой основе и возникает основное противоречие).

2. «Искания в двадцать лет» (23 года) – повзрослевший молодой человек все больше стремится делать то, что «должно». Но это «должно» сильно зависит от модели семьи, влияния культуры и предрассудков общества. Типичное заблуждение двадцатилетних – «убеждение в том, что выбор, который они сделали, является окончательным». Два основных импульса в период такого кризиса:

3. Попытка «осознать свои тридцать» (30 лет) – происходит осознание того, что выбор (выборы) в двадцатые годы оказались неудачными, стремление обвинить в этом «всех и вся». Часто возникает стремление «начать все сначала». Появляется серьезное стремление создать семью, построить дом.

4. Кризис «середины жизни» (35-37 лет) – наиболее тяжелый, рубежный кризис. Часто происходит «утрата чувства молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей, любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса». «Время начинает сокращаться». Усиливается ощущение, что «независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли, и сейчас оно рвется наружу». Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины.

5. Обновление или покорность («проблема 45 лет»). Если человек проявил активную позицию и успешно преодолел предыдущие кризисы, что к 45 годам появляется чувство стабильности и удовлетворения. Если человек смирился со своим положением, то появляется чувство покорности: человек лишается поддержки и безопасности тех, с кем он еще недавно поддерживал активные отношения; дети вырастают и уходят; друзья становятся незнакомыми людьми; карьера превращается просто в работу. Если человек обретет для себя новую цель (смысл), то эти годы могут стать лучшими в жизни.

Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:

1) сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;

2) социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);

3) возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»);

4) вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение, в аттестациях);

5) полная поглощенность профессиональной деятельностью;

6) изменения в жизнедеятельности (смена местожительства, перерыв в работе, «служебный роман»).