logo
кр

3.2 Целевая ориентация управленческих решений

Процесс разработки и реализации УР должен быть ориентиро­ван на достижение выработанной в компании цели. При этом цель ПРУР может отличаться от цели компании, на­пример в случае, когда УР направлено на реализацию только части цели компании. Таким образом, первичной является цель компа­нии, а вторичной — цель УР (рисунок 11).

Рисунок 11 – Схема взаимодействия целей и задач

Цель рассматривают как процесс и как явление.

Как процесс цель отражает принятую в компании тенденцию развития, например, «Максимальное удовлетворение интересов и потребностей клиентов в качественной продукции». Как явление цель представляет собой мотивированные документы, касаю­щиеся развития компании, — бизнес-план, тексты различных задач, лозунги и призывы.

Цель управленческого решения

Как процесс цель отражает развитие какого-либо вида деятельности по формированию или реализации УР, направленного на достижение цели компании. Например, «Совершенствование системы управления качеством продукции». Как явление цель также представляет собой мотивированные документы — задание на разработку УР, философия УР или стратегия УР.

В общем виде цель должна удовлетворять пяти условиям (рисунок 12):

Рисунок 12 – Условия формирования цели

Управленческие технологии ПРУР

Управление компанией как вид профессиональной деятельности базируется на обоснованном применении технологий РУР.

В самом общем виде управленческие технологии – это совокупность методов и процессов управления, а также научное описание способов управленческой деятельности, в том числе формирования управленческих решений для достижения общих и конкретных целей организации.

Управленческие технологии имеют двухъярусную структуру: технологии целевого управления и технологии процессорного управления (рисунок 13).

Рисунок 13- Состав управленческих технологий

Технологии целевого управления (ТЦУ) определяют набор технологий процессорного управления (ТПУ). Таким образом, руководитель должен сначала определиться с выбором конкретной технологии целевого управления, а затем в качестве инструментария использовать соответствующий ей набор процессорных технологий. ТЦУ – это технологии, основанные на приоритете целей над ситуациями. ТЦУ ориентирует управленческую деятельность на достижение цели: решение должно быть направлено на изменение ситуации, а не на устранение возмущающих воздействий.

Цель может подразделяться на более мелкие подцели (иерархия целей), каждая цель должна формировать не менее 2-х задач (рисунок 14).

Рисунок 14 - Схема разукрупнения задач

В состав ТЦУ входят:

  1. Инициативно-целевая технология основана на выдаче заданий для разработки или реализации УР, без указания средств и методов их выполнения. Она рассчитана на инициативного и профессиональ­ного исполнителя. Технология предусматривает разработку руково­дителем только конечной цели управления и сопутствующих ей за­дач, а также срока выполнения без указания механизма ее достижения.

Инициативно-целевая технология дает большой простор для ини­циативных решений подчиненных.

Основные условия эффективного использования данной техно­логии:

Для данной технологии подходит линейная схема организацион­ных отношений. Профессионализм выполнения задания определя­ется квалификацией исполнителя, выполняющего задание, а квалификация руководителя играет вторичную роль. Данная техноло­гия формирует УР для управления по упреждению.

Инициативно-целевая технология ПРУР обычно не гарантирует достижение поставленной цели компании.