8.1 Качество управленческих решений
Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности человека или общества. Качество оценивают по функциональной пригодности, эксплуатационным характеристикам, степени безопасности и надежности и т.д. Признаком хорошего качества является наличие подтверждающих сертификатов, выданных авторитетными фирмами или персоналиями (рисунок 28).
Рисунок 28 – Схема основных элементов, определяющих качество продукции
Качество управленческой деятельности — это степень соответствия ее общепринятым требованиям или стандартам. Обычно о качестве управленческой деятельности судят по качеству управленческих решений.
На качество продукции оказывают влияние не только технический уровень производства, состояние экономики и организаций производства, но и профессионализм и культура управленческих решений.
Недостаточное внимание к методологии и процессу управления снижает огромные усилия, направленные на сам процесс производства, так как управленческие решения могут загубить эффективное использование самой современной технологии.
Качество управленческого решения — это степень соответствия УР внутренним требованиям (стандартам) организации. При разработке и реализации УР руководитель должен уделять внимание каждому этапу процесса разработки и реализации УР. Качество каждого этапа вносит существенный вклад в общую оценку качества всего УР. Качество измеряется в относительных единицах от 0 до 1. Низшему качеству УР присваивается значение 0, а высшему — 1. Общее качество УР вычисляется как произведение значений качеств всех составляющих ее этапов, стадий и операций, выполняющихся последовательно.
Пример. Каждое УР требует последовательного выполнения восьми процедур. Рассмотрим простейший случай, когда каждая процедура имеет только одну операцию. При этом значения качеств процедур оценивались следующими величинами:
-
информационная подготовка — 0,8;
-
разработка вариантов УР — 0,7;
-
согласование вариантов — 0,8;
-
выбор одного варианта — 0,7;
-
утверждение варианта УР — 0,8;
-
реализация УР — 0,7;
-
контроль выполнения — 0,7;
-
информирование — 0,8.
Значение качества каждой операции само по себе хорошее. Однако общее качество УР будет равно 0,098. Это очень низкий уровень. Поэтому только при профессиональном отношении ко всем составляющим процесса разработки и реализации УР можно обеспечить приемлемое качество всего УР.
На качество процесса подготовки и реализации УР оказывают существенное влияние: информация, набор целей управления, методы разработки УР, набор объектов, входящих в концептуальную модель компании, используемая управленческая технология, выбранное свойство процесса разработки УР, форма подачи УР, организационный аудит УР. Дополнительно к уже рассмотренным элементам необходимо добавить и общесистемные элементы: законы управления и организации, законы для организаций. В среде этих законов и осуществляется процесс подготовки и реализации УР. Все перечисленные элементы должны усиливать действие друг друга, то есть составлять систему.
Качество управленческого решения может рассматриваться с организационной, экономической, социальной, технологической, психологической, правовой, экологической, этической, политической и партийной стороны. Каждая из этих составляющих имеет свои правила, нормы, нормативы или стандарты (рисунок 29).
Рисунок 29 – Основные составляющие качества УР
Каждая составляющая качества УР вносит свой вклад в общее качество (Таблица 7).
Таблица 7 − Содержание основных составляющих качества УР
Наименование сторон качества | Основные нормы, правила, документы, которым должно соответствовать УР |
Организационная Экономическая Социальная Технологическая Психологическая Правовая Экологическая Этическая Политическая Партийная | Регламенты, инструкции, принятые в компании Сертифицированные методы экономических расчетов Права человека Национальные или мировые технологические нормативы Прогрессивные традиции и нормы общежития Национальные и международные законодательные акты Стандарты ISO 14000 и стратегия устойчивого развития Прогрессивные традиции и нормы общежития Программа национального развития Устав и программа представляемой партии |
Большое значение в повышении качества процесса подготовки УР и эффективности реальных результатов от его реализации отводится организаторской стороне. Она включает, прежде всего, создание творческого коллектива. Руководитель должен формировать стимулирующие условия для эффективной работы коллектива.
Характеристики основных схем управления качеством продукции.
Традиционно качество продукции многие руководители связывают с технологией ее производства и профессионализмом персонала — это самый простой и естественный путь повышения качества продукции. Однако он имеет и самый низкий потолок достижения качества. В практике производственной деятельности выделяют три уровня управления качеством (УК):
-
Производственный предполагает локальный подход. При нем основное внимание уделяется разработке и внедрению современного оборудования, использованию более качественных материалов, приглашению на работу высококвалифицированных рабочих, инженеров, дизайнеров, рекламистов, менеджеров (рисунок 30).
Рисунок 30 – Положение центра управления качеством продукции при первом уровне УК
Распространенность данного подхода самая большая. Он прост для понимания и реализации на уровне обыденного мышления. Однако при нем не всегда достигается лучшее взаимодействие лучшего оборудования, услуг и материалов, составляющих производство.
-
Технологический предполагает комплексный подход, создание функциональных управленческих структур для координации всей производственной деятельности компании по улучшению качества выпускаемой продукции. В функциональные обязанности этой структуры входят действия, связанные с подготовкой и реализацией технологических и управленческих решений по улучшению и согласованию деятельности производственных и обслуживающих подразделений (рисунок 31).
Рисунок 31 - Положение центра управления качеством продукции при втором уровне УК
3. Управленческий основан на системном подходе. Включающий формирование системы управления качеством во всей структуре компании, в том числе высшее и среднее звено управления, технологию и производство. Управление этим процессом возлагается либо на первого руководителя компании, либо на соответствующие службы вышестоящей организации. Данный уровень — это перспектива развития компании. В настоящее время третий уровень используется при проведении внутреннего аудита компании по инициативе его собственников (рисунок 32).
Рисунок 32 - Положение центра управления качеством продукции при третьем уровне УК
- 080507.65 Менеджмент организации
- Содержание
- 1.2 Природа процесса принятия управленческого решения
- Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
- Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- Формы разработки и реализации управленческих решений, механизм их совместного использования
- Тема 3 технология и организация процесса разработки и реализации управленческих решений
- 3.1 Понятие и стадии процесса принятия управленческого решения
- Этап 1. Диагностика проблемы
- Установление причин возникновения проблемы.
- Определение характера проблемы.
- Этап 2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений
- Этап 3. Определение альтернатив
- Этап 4. Оценка альтернатив
- Этап 5. Выбор альтернативы
- Этап 6. Реализация решений
- Этап 7. Обратная связь (контроль выполнения решения)
- 3.2 Целевая ориентация управленческих решений
- Программно-целевая технология.
- Регламентная технология.
- 3.3 Организация подготовки и реализации управленческих решений
- Тема 4 разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска
- 4.2 Способы оценки степени риска
- Классификация рисков
- 4.4 Риск – менеджмент. Приемы риск-менеджмента
- 1 Этап. Установление плановых величин (стандартов).
- 2 Этап. Сопоставление плановых и фактических величин.
- 3 Этап. Принятие необходимых корректирующих решений.
- Требования к эффективному контролю
- 5.4 Сущность и виды ответственности руководителя
- Тема 6 методология и организация процесса разработки управленческих решений
- 6.1 Классификация методов разработки и принятия управленческих решений
- 1. Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и формулировки ограничений и критериев.
- 1.1. Методы ситуационного анализа:
- 1.2. Методы моделирования:
- 2. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив:
- 3. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив:
- 4. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки
- Сущность моделирования
- Сущность прогнозирования. Методы прогнозирования
- 6.4 Экспертные методы оценки альтернатив
- Метод дерева решений
- Тема 7 социально-психологические аспекты пождготовки и реализации управленческих решений
- 7.1 Социально - психологический фактор при разработке управленческих решений
- 7.2 Роль человеческого фактора в процессе разработки управленческих решений
- 7.3 Управление изменениями и конфликтами при принятии и реализации управленческих решений
- Тема 8 качество и эффективность управленческих решений
- 8.1 Качество управленческих решений
- 8.2 Эффективность управленческих решений