logo
кр

8.1 Качество управленческих решений

Качествоэто совокупность характеристик объекта, относя­щихся к его способности удовлетворять установленные или предпо­лагаемые потребности человека или общества. Качество оценивают по функциональной пригодности, эксплуатационным характерис­тикам, степени безопасности и надежности и т.д. Признаком хоро­шего качества является наличие подтверждающих сертификатов, выданных авторитетными фирмами или персоналиями (рисунок 28).

Рисунок 28 – Схема основных элементов, определяющих качество продукции

Качество управленческой деятельностиэто степень соответствия ее общепринятым требованиям или стандартам. Обычно о качестве управленческой деятельности судят по качеству управленческих ре­шений.

На качество продукции оказывают влияние не только техничес­кий уровень производства, состояние экономики и организаций производства, но и профессионализм и культура управленческих решений.

Недостаточное внимание к методологии и процессу управления снижает огромные усилия, направленные на сам процесс произ­водства, так как управленческие решения могут загубить эффектив­ное использование самой современной технологии.

Качество управленческого решения это степень соответствия УР внутренним требованиям (стандартам) организации. При разработ­ке и реализации УР руководитель должен уделять внимание каждо­му этапу процесса разработки и реализации УР. Качество каждого этапа вносит существенный вклад в общую оценку качества всего УР. Качество измеряется в относительных единицах от 0 до 1. Низ­шему качеству УР присваивается значение 0, а высшему — 1. Общее качество УР вычисляется как произведение значений качеств всех составляющих ее этапов, стадий и операций, выполняющихся пос­ледовательно.

Пример. Каждое УР требует последовательного выполнения вось­ми процедур. Рассмотрим простейший случай, когда каждая проце­дура имеет только одну операцию. При этом значения качеств про­цедур оценивались следующими величинами:

Значение качества каждой операции само по себе хорошее. Од­нако общее качество УР будет равно 0,098. Это очень низкий уро­вень. Поэтому только при профессиональном отношении ко всем составляющим процесса разработки и реализации УР можно обеспечить приемлемое качество всего УР.

На качество процесса подготовки и реализации УР оказывают существенное влияние: информация, набор целей управления, ме­тоды разработки УР, набор объектов, входящих в концептуальную модель компании, используемая управленческая технология, выб­ранное свойство процесса разработки УР, форма подачи УР, организационный аудит УР. Дополнительно к уже рассмотренным эле­ментам необходимо добавить и общесистемные элементы: законы управления и организации, законы для организаций. В среде этих законов и осуществляется процесс подготовки и реализации УР. Все перечисленные элементы должны усиливать действие друг друга, то есть составлять систему.

Качество управленческого решения может рассматриваться с организационной, экономической, социальной, технологической, психологической, правовой, экологической, этической, политичес­кой и партийной стороны. Каждая из этих составляющих имеет свои правила, нормы, нормативы или стандарты (рисунок 29).

Рисунок 29 – Основные составляющие качества УР

Каждая составляющая качества УР вносит свой вклад в общее качество (Таблица 7).

Таблица 7 − Содержание основных составляющих качества УР

Наименование сторон качества

Основные нормы, правила, документы, которым должно соответствовать УР

Организационная

Экономическая

Социальная

Технологическая

Психологическая

Правовая

Экологическая

Этическая

Политическая

Партийная

Регламенты, инструкции, принятые в компании Сертифицированные методы экономических расчетов

Права человека

Национальные или мировые технологические нормативы Прогрессивные традиции и нормы общежития

Национальные и международные законодательные акты Стандарты ISO 14000 и стратегия устойчивого развития Прогрессивные традиции и нормы общежития

Программа национального развития

Устав и программа представляемой партии

Большое значение в повышении качества процесса подготовки УР и эффективности реальных результатов от его реализации отво­дится организаторской стороне. Она включает, прежде всего, созда­ние творческого коллектива. Руководитель должен формировать сти­мулирующие условия для эффективной работы коллектива.

Характеристики основных схем управления качеством продукции.

Традиционно качество продукции многие руководители связы­вают с технологией ее производства и профессионализмом персо­нала — это самый простой и естественный путь повышения каче­ства продукции. Однако он имеет и самый низкий потолок достиже­ния качества. В практике производственной деятельности выделяют три уровня управления качеством (УК):

  1. Производственный предполагает локальный подход. При нем основ­ное внимание уделяется разработке и внедрению современного обо­рудования, использованию более качественных материалов, при­глашению на работу высококвалифицированных рабочих, инжене­ров, дизайнеров, рекламистов, менеджеров (рисунок 30).

Рисунок 30 – Положение центра управления качеством продукции при первом уровне УК

Распространенность данного подхода самая большая. Он прост для понимания и реализации на уровне обыденного мышления. Од­нако при нем не всегда достигается лучшее взаимодействие лучшего оборудования, услуг и материалов, составляющих производство.

  1. Технологический предполагает комплексный подход, создание функциональных управленческих структур для координации всей производственной деятельности компании по улучшению качества выпускаемой про­дукции. В функциональные обязанности этой структуры входят дей­ствия, связанные с подготовкой и реализацией технологических и управленческих решений по улучшению и согласованию деятельно­сти производственных и обслуживающих подразделений (рисунок 31).

Рисунок 31 - Положение центра управления качеством продукции при втором уровне УК

3. Управленческий основан на системном подходе. Включающий формирование системы управле­ния качеством во всей структуре компании, в том числе высшее и среднее звено управления, технологию и производство. Уп­равление этим процессом возлагается либо на первого руководителя компании, либо на соответствующие службы вышестоящей организации. Данный уровень — это перспектива развития компании. В настоящее время третий уровень используется при проведении внутреннего аудита компании по инициативе его собственников (рисунок 32).

Рисунок 32 - Положение центра управления качеством продукции при третьем уровне УК