3.3 Организация подготовки и реализации управленческих решений
Организация подготовки и реализации УР требует проведения определенных организационно-распорядительных мероприятий. Эти мероприятия включают набор процессорных (организационных) технологий и административных действий для формирования взаимодействий между работниками, участвующими в реализации
поставленной цели (рисунок 15).
Рисунок 15 – Распределение процессорных технологий
К процессорным технологиям относятся: «Управление по результатам» (УР); «Управление на базе потребностей и интересов» (УПИ); «Управление путем постоянных проверок и указаний» (УПУ); «Управление в исключительных случаях» (УИС); «Управление на базе искусственного интеллекта» (УИИ); «Управление на базе активизации деятельности персонала» (УАД).
Распределение этих технологий между процедурами подготовки и реализации УР приведено в таблице 3.
Таблица 3 − Распределение технологий между процедурами
Процедуры | Технологии | |||||
| УР | УПИ | УПУ | УИС | УИИ | УАД |
Информационная подготовка Разработка вариантов УР Согласование вариантов УР Выбор одного УР Утверждение одного УР Организация выполнения одного УР Контроль выполнения УР Информирование инициатора УР |
+ +
| + + + + + + + + |
+
+
+ | +
+ | + +
+
+ | + + + + + + + + |
Технология «Управление по результатам» основана на приоритете конечных результатов над планированием и прогнозированием. Основной функцией, реализуемой руководителями, является координация (корректировка) действий и решений в зависимости от полученного результата. Данная технология хорошо реализуется для средних и малых компаний или их подразделений, в которых:
-
время между принятием решений и результатом их выполнения минимально (часы, несколько дней);
-
отсутствуют непреодолимые трудности быстрого приобретения требуемых ресурсов или возврата невостребованных;
-
профессионализм руководителя организации или руководителя проекта достаточно высок;
-
производство преимущественно механизировано.
В зависимости от ситуации и конечного результата руководитель должен постоянно корректировать расстановку и обучение кадров, технологию и организацию труда, номенклатуру и качество применяемых материалов, реализацию продукции и прибыльность организации. Действие технологии завершается по достижении поставленной цели.
Технология «Управление на базе потребностей и интересов» основана на приоритете межличностных отношений. Взаимодействие между руководителем и подчиненным при реализации данной технологии может возникнуть только при условии, что выполняемое задание затрагивает потребности и интересы как самого руководителя, так и подчиненного.
Условия применения технологии:
-
большой временной интервал между принятием или корректировкой решения и получением результата;
-
преимущественно коллективный характер работы;
-
наличие тесных семейных, бытовых и производственных связей с большинством организаций, расположенных в том же административном регионе: селе, поселке и т.д.
-
наличие рынка специалистов.
Данная технология позволяет руководителю непосредственно воздействовать на потребности и интересы работников, а не косвенно.
Технология «Управление путем постоянных проверок и указаний» основана на приоритете контроля и жесткого управления персоналом.
При такой технологии управления человек лучше реализует свои потребности в самовыражении, самопроявлении, стабильности и порядке. Жесткое управление ничего общего не имеет с жестоким и волюнтаристским управлением.
Данная технология эффективно реализуется в небольших организациях, где авторитет и профессионализм руководителя вне сомнений — в новых наукоемких организациях, учебных заведениях.
Технология «Управление в исключительных случаях» основана на приоритете профессионализма исполнителей или отработанной и хорошо выполнимой производственной технологии. Исключительный случай — это устойчивый набор ситуаций, мешающий исполнителю надлежащим образом и в срок выполнить порученное задание. Исключительный случай не относится к форс-мажорным ситуациям. Обычно интеллектуальный уровень исключительного случая (помехи) значительно ниже уровня предмета деятельности специалистов. Данная технология эффективно реализуется в небольших организациях либо с жестко регламентированной технологией, либо с доверительной (функциональной) структурой управления.
Технология «Управление на базе искусственного интеллекта» основана на приоритете отработанной практики, статистики и современных экономико-математических методов, реализованных в виде баз знаний или баз данных в ауре современных информационных компьютерных технологий. Искусственный интеллект — это система современных информационных технологий, моделирующих некоторые стороны мыслительной деятельности человека при подготовке и реализации решений. Технология основана на том, что подавляющее большинство отклонений в работе организации являются штатными, то есть повторяющимися с известным набором решений по их устранению. Внештатные отклонения обычно возникают на базе штатных, поэтому набор решений по их устранению может быть получен путем корреляции штатных методов решений с помощью информационной системы. Данная технология особо эффективна для организаций, часто меняющих номенклатуру выпускаемой продукции, и для организаций, имеющих большой объем сложных типовых процедур.
Технология «Управление на базе активизации деятельности персонала» основана на приоритете стимулов и поощрений работника. Она эффективна при преимущественно ручном производстве, когда производительность труда и качество выпускаемой продукции в основном определяются настроением, психологией и состоянием здоровья работника, а также социально-психологическим климатом в коллективе. Штат сотрудников не ограничен. Технология требует наличия системы слежения за влиянием стимулов и поощрений на деятельность каждого работника или коллектива.
- 080507.65 Менеджмент организации
- Содержание
- 1.2 Природа процесса принятия управленческого решения
- Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
- Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- Формы разработки и реализации управленческих решений, механизм их совместного использования
- Тема 3 технология и организация процесса разработки и реализации управленческих решений
- 3.1 Понятие и стадии процесса принятия управленческого решения
- Этап 1. Диагностика проблемы
- Установление причин возникновения проблемы.
- Определение характера проблемы.
- Этап 2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений
- Этап 3. Определение альтернатив
- Этап 4. Оценка альтернатив
- Этап 5. Выбор альтернативы
- Этап 6. Реализация решений
- Этап 7. Обратная связь (контроль выполнения решения)
- 3.2 Целевая ориентация управленческих решений
- Программно-целевая технология.
- Регламентная технология.
- 3.3 Организация подготовки и реализации управленческих решений
- Тема 4 разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска
- 4.2 Способы оценки степени риска
- Классификация рисков
- 4.4 Риск – менеджмент. Приемы риск-менеджмента
- 1 Этап. Установление плановых величин (стандартов).
- 2 Этап. Сопоставление плановых и фактических величин.
- 3 Этап. Принятие необходимых корректирующих решений.
- Требования к эффективному контролю
- 5.4 Сущность и виды ответственности руководителя
- Тема 6 методология и организация процесса разработки управленческих решений
- 6.1 Классификация методов разработки и принятия управленческих решений
- 1. Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и формулировки ограничений и критериев.
- 1.1. Методы ситуационного анализа:
- 1.2. Методы моделирования:
- 2. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив:
- 3. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив:
- 4. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки
- Сущность моделирования
- Сущность прогнозирования. Методы прогнозирования
- 6.4 Экспертные методы оценки альтернатив
- Метод дерева решений
- Тема 7 социально-психологические аспекты пождготовки и реализации управленческих решений
- 7.1 Социально - психологический фактор при разработке управленческих решений
- 7.2 Роль человеческого фактора в процессе разработки управленческих решений
- 7.3 Управление изменениями и конфликтами при принятии и реализации управленческих решений
- Тема 8 качество и эффективность управленческих решений
- 8.1 Качество управленческих решений
- 8.2 Эффективность управленческих решений