4.4 Риск – менеджмент. Приемы риск-менеджмента
При принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска необходимо проводить анализ рисков. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, главная задача которого состоит в определении факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и количественный, позволяющий вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом. Исследование риска целесообразно проводить в следующей последовательности (рисунок 19):
Рисунок 19 – Последовательность исследования риска
1. Выявление объективных и субъективных факторов, влияющих на конкретный вид риска.
2. Анализ выявленных факторов; оценка конкретного вида риска с финансовых позиций, определяющая либо финансовую состоятельность проекта, либо его экономическую целесообразность; установка допустимого уровня риска; анализ отдельных операций по выбранному уровню риска.
3.Разработка мероприятий по снижению риска при принятии управленческого решения.
После проведения анализа рисков в процессе разработки управленческого решения используются специальные приемы управления риском.
Вопросами теории управления риском занимается риск-менеджмент.
Риск-менеджмент — специальная форма предпринимательской деятельности. Осуществляют ее профессиональные институты специалистов, страховые компании, финансовые менеджеры.
Основные приемы риск-менеджмента при принятии управленческих решений:
− избежание риска — уклонения от мероприятия, связанного с риском;
− удержание риска — оставление риска за инвестором (предполагая покрытие возможных убытков за счет резервных средств инвестора);
− передача риска — передача ответственности за риск, например, страховой компании;
− снижение степени риска — уменьшение вероятности потерь и сокращение ожидаемого их объема.
Наиболее распространенные приемы для снижения степени риска:
− диверсификация;
− получение дополнительной информации о ситуации принятия решения;
− лимитирование за счет установления предельных сумм расходов, продажи, кредита;
− самострахование за счет создания натуральных и денежных резервных (страховых) фондов;
− страхование.
Таким образом, в процессе разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска менеджер сталкивается с необходимостью проведения анализа существующих рисков, а также осуществления мероприятий, связанных с избежанием, удержанием, передачей рисков или снижения их степени. Кроме того, в условиях неопределенности и риска менеджеру необходимо использовать специальные приемы и методы разработки и принятия решений.
ТЕМА 5 КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
-
Понятие контроля и его виды
-
Процесс контроля реализации управленческих решений
-
Требования к эффективному контролю
-
Сущность и виды ответственности руководителя
5.1 Понятие контроля и его виды
Контроль − это одна из основных функций управления, представляющая собой обеспечение достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений. При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке.
Осуществлять контроль − это значит, с одной стороны, устанавливать стандарты, измерять фактически достигнутые результаты и их отклонения от установленных стандартов; с другой — отслеживать ход выполнения принятых управленческих решений и оценивать достигнутые результаты в ходе их выполнения.
Именно результаты контроля становятся основанием для руководителей организации корректировать принятые ранее решения, если отклонения в ходе реализации принятых ранее решений значительны.
Контроль исполнения управленческих решений обусловлен множеством причин:
-
Основная причина необходимости контроля − неопределенность, которая, будучи неотъемлемым элементом будущего, присуща любому управленческому решению, выполнение которого предполагается в будущем. Существуют следующие факторы неопределенности:
− временной интервал между принятием и реализацией решения — между прогнозировавшимся развитием ситуации при принятии управленческого решения и реальным развитием ситуации принятия решения всегда неизбежен некоторый зазор, некоторые отклонения, поскольку принятие решения осуществляется на основании того или иного видения ситуации, той или иной модели ситуации, которая всегда неполна;
− персонал организации. Насколько удачна модель и эффективно принятое управленческое решение, зависит от профессионализма менеджера, принимающего решения. Поэтому при осуществлении контроля оценивается и измеряется как ход выполнения принятых организацией решений, так и соответствие принятых ранее решений реализовавшемуся развитию ситуации принятия решения.
-
Предупреждение возникновения кризисной ситуации. Отсутствие надежной системы контроля и, как следствие, эффективной обратной связи может привести организацию к кризисной ситуации. Отсутствие эффективной обратной связи стало причиной краха многих крупных и мелких организаций.
Если принятое ранее решение оказалось недостаточно эффективным или ошибочным, то именно хорошо отлаженная система контроля может позволить своевременно это установить и внести коррективы в действия организации. Хорошо отлаженная система контроля своевременно выявляет проблемы. Это справедливо и для решений, содержащих элемент риска.
-
Поддержание успеха. Система контроля позволяет выявить те положительные аспекты и сильные стороны, которые определились при осуществлении ее деятельности. Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее общих целей. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, менеджер может быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации.
Виды контроля
Любая функция управления может эффективно действовать только при наличии эффективно действующей системы контроля. Функция контроля является всеобъемлющей. Она не является только полномочиями специально назначенного контролера. Функцию контроля должен осуществлять любой руководитель.
Контроль подразделяется на (рисунок 20):
Рисунок 20 – Виды контроля
В процедуре контроля есть три четко различимых этапа. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер (рисунок 21).
Рисунок 21 – Этапы процесса контроля
- 080507.65 Менеджмент организации
- Содержание
- 1.2 Природа процесса принятия управленческого решения
- Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
- Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- Формы разработки и реализации управленческих решений, механизм их совместного использования
- Тема 3 технология и организация процесса разработки и реализации управленческих решений
- 3.1 Понятие и стадии процесса принятия управленческого решения
- Этап 1. Диагностика проблемы
- Установление причин возникновения проблемы.
- Определение характера проблемы.
- Этап 2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений
- Этап 3. Определение альтернатив
- Этап 4. Оценка альтернатив
- Этап 5. Выбор альтернативы
- Этап 6. Реализация решений
- Этап 7. Обратная связь (контроль выполнения решения)
- 3.2 Целевая ориентация управленческих решений
- Программно-целевая технология.
- Регламентная технология.
- 3.3 Организация подготовки и реализации управленческих решений
- Тема 4 разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска
- 4.2 Способы оценки степени риска
- Классификация рисков
- 4.4 Риск – менеджмент. Приемы риск-менеджмента
- 1 Этап. Установление плановых величин (стандартов).
- 2 Этап. Сопоставление плановых и фактических величин.
- 3 Этап. Принятие необходимых корректирующих решений.
- Требования к эффективному контролю
- 5.4 Сущность и виды ответственности руководителя
- Тема 6 методология и организация процесса разработки управленческих решений
- 6.1 Классификация методов разработки и принятия управленческих решений
- 1. Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и формулировки ограничений и критериев.
- 1.1. Методы ситуационного анализа:
- 1.2. Методы моделирования:
- 2. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив:
- 3. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив:
- 4. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки
- Сущность моделирования
- Сущность прогнозирования. Методы прогнозирования
- 6.4 Экспертные методы оценки альтернатив
- Метод дерева решений
- Тема 7 социально-психологические аспекты пождготовки и реализации управленческих решений
- 7.1 Социально - психологический фактор при разработке управленческих решений
- 7.2 Роль человеческого фактора в процессе разработки управленческих решений
- 7.3 Управление изменениями и конфликтами при принятии и реализации управленческих решений
- Тема 8 качество и эффективность управленческих решений
- 8.1 Качество управленческих решений
- 8.2 Эффективность управленческих решений