logo
менеджмент ответы

2. История развития менеджмента и школы

  1. Положил начало менеджменту как науке Ф. Тейлор, написав труд «Принципы научного управления», в котором наглядно продемонстрировал значение системного анализа в управлении предприятием для его успешности.

  2. Далее учение Ф.Тейлора было подхвачено и усовершенствовано А. Файолем, П. Урвиком, Д. Муни, и П. Слоуном.  В связи с их деятельностью история развития менеджмента ознаменовалась новой теорией, четко излагающей его функции и принципы.

  3. Третий этап – «неоклассический», когда происходит апробация социологической концепции принятия групповых решений.  Здесь к вышеуказанным ученым присоединяется Э. Мейо – основатель школы «человеческих отношений».

  4. Два десятилетия, которые охватывают 1940-1960-е годы ХХ века, управленческая мысль поступательно эволюционирует и совершенствует теорию менеджмента, добавляя в нее достижения психологии и социологии.

  5. История  развития менеджмента на этом этапе отмечает переход управленческой мысли к использованию достижений информационных технологий, которые в это время достигают пика своей популярности. Д. Макгрегор излагает и обосновывает свою теорию о прямом воздействии отношения управленца к подчиненным на результаты их деятельности.

  6. Этап 1970-х – 1980-х годов ХХ века отмечен теориями И. Ансоффа, Г. Саланчика и Портера, которые раскрыли смысл разнообразных способов и методик управления, а также установления взаимосвязей между внутренней средой организации и внешней средой.

  7. На седьмом этапе история развития менеджмента ознаменовалась революционными открытиями в Японии и других развитых странах в области разнообразных организационных структур, которые являются очень важными управленческими методами.

  8. И последний этап, начавшись в 90-е годы ХХ века, продолжается по сегодняшний день. Главная тенденция менеджмента – создание организационной культуры, демократизация управления, участие работников в менеджменте.

На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования. Каждая школа внесла свой вклад в развитие науки управления. 1. Школа научного управления.

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение. Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и их обучение.

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы. II. Классическая школа управления.

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

1. Развитие принципов управления.

2. Описание функций управления.

3. Систематизированный подход к управлению всей организации. III. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.

Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете, является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и че-ловеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой. Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом.

1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.