1. Представление и знакомство в процессе делового общения
В жизни постоянно возникают ситуации, в которых необходимо представить одного человека другому или другим. В деловом общении, которое требует установления контактов – очных, заочных, по телефону, – потребность в грамотном представление является одной из самых актуальных. Деловое общение по своей сущности не должно быть анонимным. Это могут быть ситуации в вашем офисе, на конференциях, совещаниях, выставках, на официальных приемах. Нужная встреча может произойти на улице или во время деловой поездки, при разговорах по телефону, с людьми, проживающими в другом городе, стране. Процедура знакомства – это сфера этикета, она регламентируется общепринятыми правилами.
Для начала партнеры по общению должны назвать друг другу свои имена.
В деловом, официальном общении при представлении необходимо обозначить статус партнеров. Для характеристики делового статуса человека называют либо его профессию (например, архитектор, учитель, артист и т. п.), либо занимаемую должность и место работы.
Если в процедуре официального знакомства принимают участие лица, избранные в законодательные органы, ученые, военные, деятели культуры, то называют их парламентские, ученые, воинские, почетные и тому подобные звания. В торжественных случаях, представляя присутствующим заслуженных людей, особенно ветеранов, можно указать на их награды и отличия. Психологи, специалисты по этике общения настаивают на том, чтобы люди выбирали такие формы представления, которые бы возвышали человека как в глазах окружающих, так и в его собственных глазах.
Процесс знакомства бывает двух видов:
1) через посредника, что в гражданском, светском этикете всегда считалось наиболее благоприятной формой. Посредник – третье лицо, официальное или хорошо известное обеим сторонам, – берет на себя функции представления незнакомых людей друг другу;
2) знакомство без посредника, когда партнеры называют свои данные сами.
В первом варианте важно не допустить ошибки, избирая посредника, так как в деловом мире имеет большое значение, кто вас представляет, и желательно, чтобы этот человек был значимой и авторитетной личностью. Во втором случае необходимо осознать уместность и целесообразность своего решения представиться самому, важно проявить такт, понимание обстановки и скромность, для того чтобы не быть навязчивым и выглядеть достойно.
Секретарю полезно владеть обеими процедурами. У него постоянно возникают непосредственные очные, телефонные контакты с незнакомыми людьми, когда нужно обеим сторонам проинформировать о себе. И в то же время секретарю регулярно приходится выступать в роли посредника – при знакомстве в офисе коллег или партнеров, при докладе о посетителе, абоненте своему начальнику.
Секретарь-профессионал должен учесть уровень общения, официальность контакта, статус, престиж, демографические признаки партнеров, их коммуникативную компетентность, а также сопоставить ролевые признаки свои и того, кого или кому нужно представить себя или третье лицо. Обычно секретарь не выходит из своей роли и просто называет собеседников, посетителя, тогда как представитель отдела управления персоналом, например, в соответствии со своими функциями может присовокупить какую-либо характеристику представляемого.
Существует особый порядок, определяющий первоочередность представления, при котором следует учитывать пол, возраст, статус, престиж и авторитет. Младшего по возрасту представляют старшему; низшего по статусу – тому, кто занимает более высокое положение; подчиненного, претендента на вакансию всегда представляют руководителю. Однако нужно помнить, что в бизнес-этикете наиболее старший по рангу не является более значимым, чем клиент. Менее известного всегда представляют более известному; менее знакомого – человеку, которого знаете лучше; всех знакомых и друзей – своим родителям, а не наоборот. Мужчину всегда представляют женщине, обращаясь к ней за разрешением о знакомстве. Исключение составляют ситуации, когда мужчина является человеком очень высокого должностного ранга, находится при исполнении обязанностей, очень известный. По деловому этикету сотрудницу всегда представляют начальнику, претендентку на работу в учреждении – работодателю. Следует отметить также, что женщина, которая утверждает себя в деловом сообществе, может в актуальной ситуации первой отрекомендоваться мужчине, в установлении деловых контактов с которым она заинтересована. Первой представиться мужчине женщина может также при исполнении служебных обязанностей.
Если представляют замужнюю женщину, положение и авторитет мужа которой очень высок в данной среде, называют ее имя, отчество, фамилию, подчеркивая при этом, что она является супругой такого-то. Если наоборот, представляют мужа известной женщины, женщины-руководителя, то его называют, указывая профессию или служебное положение (что наиболее возвышает его в глазах присутствующих), но не добавляют, что такая-то является его женой. Ни одному достойному мужчине не понравится статус «мужа такой-то».
Если одного человека представляют многим, то сначала его представляют всем. В случае, когда собравшихся немного, всех поочередно предсавляют новому знакомому.
СОВЕТ: при большом числе присутствующих одного всем не представляют, а знакомят с теми, кто находится рядом, остальным, если это удобно, он делает общий поклон.
При посещении по служебным или личным делам учреждения у каждого, в том числе у секретаря из другой организации, может возникнуть ситуация, при которой необходимо представиться самому. В этом случае действует правило: пришедший, т. е. посетитель, еще до начала делового разговора по существу должен назвать себя, свой статус и лишь после этого изложить причину своего обращения. Если кто-нибудь вводит вас в организацию, то представлять вас должен он. Если вам необходимо продолжение контактов в этой организации, то вас должен представить кто-то из сотрудников, с кем вы уже имели дело, если такого сотрудника нет, нужно представиться самому.
В обязанности руководителя входит представление нового работника его коллегам. Он делает это сам либо поручает сотруднику, который ведает работой с персоналом. При представлении называют имя, отчество, фамилию, должность, на которую новый сотрудник назначен, а также его титулы и звания, затем произносят несколько слов о его прежней работе и заслугах. Если человек назначается на руководящую работу, после общего представления ему должны быть представлены его заместители и помощники.
Деловая реальность требует от секретаря хорошего владения правилами этикета для офисов. По правилам хорошего тона секретарь обязан доложить руководителю о посетителе, представить его. Процедура упрощается, если посетитель записан на прием и у руководителя есть все его необходимые «координаты». Если же это так называемый незаявленный посетитель, его нужно представить по всей форме, соблюдая общепринятые правила. Секретарю во многом могут помочь список «привилегированных» посетителей, переданный руководителем; знание сотрудников своей организации, партнеров, важных клиентов; картотека, ПК, «визитница» и многое другое. В каждом конкретном случае секретарь должен выяснить и доложить руководителю данные о посетителе – имя, отчество, фамилию, служебный статус.
Подводя итоги: казалось бы, нетрудная процедура – знакомство и представление. Но вокруг нее возникает много проблем, связанных с человеческим общением. Следуя рекомендациям, изложенным выше, осуществлять многофункциональную деятельность секретаря станет немного легче.
- Глава 1. Секретарь в структуре управления. Секретарь – лицо фирмы
- 1. Статус секретаря, требования, предъявляемые к секретарю
- 1.1. Профессиональные и личностные качества секретаря
- 1.2. Организация рабочего места секретаря, приемная руководителя
- 2. Полномочия секретаря
- 2.1. Этика и психология деловых отношений
- 2.2. Имидж секретаря, деловая женщина-профессионал
- 2.3. Что должен и что может секретарь
- 3. Руководитель, его стиль управления и секретарь
- 3.1. Взаимоотношения с руководителем
- 3.2. Оказание эффективной помощи в рамках служебных полномочий. Подготовка командировок руководителя
- 3.3. Эффективное деловое общение
- 3.4. Организация приема посетителей
- 3.5. Роль секретаря в поддержании благоприятного климата в коллективе
- Глава 2. Технология и этикет деловых ситуаций
- 1. Представление и знакомство в процессе делового общения
- 2. Телефонный разговор в офисе
- 3. Деловые приемы
- 3.1. Участие секретаря в подготовке выставки
- 3.2. Участие секретаря в организации переговоров
- 3.3. Особенности организации переговоров с иностранными гостями
- 3.4. Участие секретаря в организации деловых приемов
- 3.5. Особенности национальных традиций иностранных партнеров
- 4. Деловой этикет. Повседневный, праздничный этикет
- Глава 3. Деловая переписка
- 1. Делопроизводство
- 2. Состав управленческих документов организации
- 3. Деловая переписка
- 3.1. Внешняя и внутренняя переписка
- 3.2. Язык и стиль переписки
- 3.3. Этика делового письма
- 3.4. Особенности оформления сообщений, передаваемых по электронным средствам связи
- 3.5. Работа секретаря с визитными карточками
- 4. Организация документооборота
- 4.1. Технологии документооборота
- 4.2. Регистрация документов
- 4.3. Технология работы с конфиденциальными документами
- 4.4. Контроль за исполнением документов
- 5. Архивное дело
- 5.1. Разработка и ведение номенклатуры дел
- 5.2. Подготовка дел к хранению. Экспертиза ценности документов Порядок уничтожения дел
- Глава 4. Роль секретаря в организации совещаний
- 1. Цели совещания
- 2. Разновидность совещаний и их организация
- Глава 5. Электронный офис
- 1. Понятие электронного офиса
- 2. Форматы электронных документов, применяемых в управленческой деятельности
- 3. Управление документами электронной почты
- 4. Знания секретаря в области электропитания офисной оргтехники