logo
Ольга Энговатова 500 cоветов секретарю

3.2. Язык и стиль переписки

   В сфере официального общения мы пользуемся особой разновидностью языка, называемой официально-деловым стилем. Стиль – это функциональная разновидность языка. Это система языковых единиц, приемов их отбора и употребления, обусловленных социальными задачами речевого общения в определенной сфере человеческой деятельности (науке, технике, праве, делопроизводстве и др.).

   Очевидно, что особенности делового стиля – специфические черты, присущие ему, стилевые нормы этой разновидности языка сформировались под влиянием условий, в которых протекает письменное деловое общение. Эти условия заключаются в следующем:

   1) участники делового общения – преимущественно юридические лица – организации, учреждения, предприятия в лице действующих от их имени руководителей и других должностных лиц;

   2) характер и содержание информационных взаимосвязей организаций достаточно жестко регламентированы;

   3) предметом делового общения является деятельность организации: управленческая, производственная, экономическая, научная, техническая и др.;

   4) управленческие документы в подавляющем большинстве случаев ориентированы на конкретного получателя;

   5) большинство ситуаций, возникающих в деятельности организаций и нуждающихся в письменном оформлении, относится к повторяющимся, однотипным ситуациям.

   Для делового стиля, жанром которого является деловая корреспонденция, в целом характерны:

   1) нейтральный тон изложения;

   2) констатирующе-предписывающий характер изложения;

   3) точность и ясность изложения;

   4) лаконичность (краткость) текста;

   5) использование языковых формул;

   6) использование терминов;

   7) применение лексических и графических сокращений;

   8) ограниченная сочетаемость слов;

   9) преобладание страдательных конструкций над действительными;

   10) использование конструкций с последовательным подчинением слов в родительном или творительном падеже;

   11) употребление словосочетаний с отглагольным существительным;

   12) преобладание простых распространенных предложений;

   13) употребление сложных рубрицированных перечислений.

   СОВЕТ: придерживайтесь нейтрального тона в деловой корреспонденции: не допускайте изъявления чрезмерной любезности, равно как и небрежения, граничащего с грубостью.