4. Знания секретаря в области электропитания офисной оргтехники
Современный электронный офис во многом определяет лицо фирмы, он обеспечивает прием, передачу и обработку информации всех видов. Естественное стремление руководителей к автоматизации документационного обеспечения управления ведет к увеличению энергонасыщенности офиса. Это обстоятельство во многом определяет требования необходимой подготовки персонала и, в частности, секретаря к технической эксплуатации разнообразной электронной аппаратуры.
Эксперты считают, что надежная работа электронного офиса на 75 % зависит от качества электропитания, и большинство отказов офисной аппаратуры возникает из-за ее непрофессиональной эксплуатации. Значительная роль в обеспечении указанного качества отводится рядовому пользователю, от которого не требуется специальной инженерной подготовки, но необходимы простейшие знания и навыки в области основ электропитания офисной техники.
Обязательными являются те знания, которые определяют эффективную и безаварийную эксплуатацию аппаратуры в офисе, а также информационную и личную безопасность персонала. Это:
1) основные понятия о питающей электросети и разновидности автономных источников электропитания;
2) совместимость параметров аппаратуры с параметрами питающей сети;
3) перегрузки в аппаратуре и питающей сети, возникающие из-за неграмотной эксплуатации (допустимые токи и мощности, предохранители, защитное заземление и др.);
4) основы безопасной эксплуатации аппаратуры.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В нашей стране и странах ближнего зарубежья применяется совместимая промышленная сеть электропитания (известная ранее как единая). Эта сеть, как правило, обеспечивает подачу энергии к аппаратуре по трем проводам, т. е. по трем фазам. Такое подключение целесообразно для питания мощного промышленного оборудования Трехфазная сеть может применяться в мини-типографиях офиса, если предусмотрено питание мощного специального оборудования. Однако в большинстве случаев на рынке оргтехники предлагается однофазная аппаратура. Для подключения ее к электросети необходимо два провода, один из которых – провод питания, а второй – провод обратного тока – нулевой, он через систему электропроводки соединен с земной поверхностью.
Питающее напряжение между проводами меняется и по направлению, и по величине с частотой 50 раз в секунду – 50 Герц (Гц, Hz – англ.). В ряде стран используют 60-герцовую сеть питания. Для оценки величины переменного напряжения применяют некоторое среднее значение, которое характеризует его эффективность при работе аппаратуры. Эффективное, или действующее, напряжение, например в России, равно 220 вольтам (В, V – англ.). Из-за влияния других приборов часто возникают отклонения от 187 В до 243 В. Это соответствует допустимым отклонениям: +10 % и –15 % от 220 В. Частота обычно меняется не более чем на 1 Гц.
В ряде стран используют другие стандарты сети. Пониженное напряжение безопаснее в местах с влажным климатом.
Внутри предприятий может применяться собственная электросеть с параметрами, отличными от общепринятых значений. Так, напряжение может быть постоянным, а не переменным. Это позволяет использовать эффективные сетевые фильтры и резервное аккумуляторное питание с целью информационной защиты офиса.
Современные производители оргтехники поставляют на рынок универсальную аппаратуру, пригодную для питания от сетей разных стандартов. Совместимость достигается применением новых высоких технологий изготовления оргтехники. Пользователь должен учитывать разницу стандартов путем соответствующей установки переключателей на панелях питания приобретенных приборов, хотя в ряде случаев в аппаратуре предусмотрено автоматическое переключение. Например, надпись на панели модуля питания видеокамеры: 100—240 V 50/60 Гц означает, что допустимо подключение к сетям питания как российского, так и зарубежного стандартов по диапазонам напряжений и частотам сети.
Особое внимание надо обращать на указания типа сети на панелях модулей питания приборов. Например: знаки ~ или АС свидетельствуют о том, что применяется только сеть переменного напряжения, а знаки = или ОС, – только сеть постоянного напряжения, например питание от аккумуляторов, через выпрямительный адаптер и т. п. Встречаются и «всеядные» приборы оргтехники по отношению к типу сети. Тогда указывают: ~/= или АС/ОС. При включении прибора он автоматически адаптируется к типу питающей сети и ее параметрам.
ПЕРЕГРУЗКИ
Часто встречаемой причиной внезапных отключений аппаратуры в офисе и возгорания электропроводки является перегрузка в питающей сети. Ток, идущий по электропроводам, вызывает их нагревание. В допустимых случаях температура проводов не вызывает разрушения их изоляции, однако при токовой перегрузке возможно «срабатывание» системы зашиты, а при ее отсутствии – короткое замыкание проводов. Последнее и является причиной многих отмеченных неприятностей.
Офисный работник, включающий вилку шнура питания прибора в розетку сети, должен учитывать токи: потребляемый прибором и допустимый через розетку сети. Распространены ошибки включений через удлинительные провода с розеткой нескольких гнезд для вилок. Такие удлинители широко продаются и применяются на практике. Типовые удлинители обычно рассчитаны на ток через шнур до 16 ампер (А). Это значение может быть недопустимо превышено, если в розетки удлинителя включить одновременно несколько достаточно мощных приборов. Рассмотрим пример. Удлинитель, применяемый для включения компьютеров, нагружен на монитор (2, 2 А), на системный блок (2 А), обогреватель рабочего места секретаря (10 А), электрочайник (5 А). Суммарный ток составляет 19, 4 А. Провода шнура удлинителя разогреются до опасной температуры. В «лучшем» случае предусмотренный конструкцией токовый предохранитель компьютерного удлинителя-фильтра вовремя разорвет цепь и отключит все питаемые приборы. В «худшем» случае при отсутствии токовой защиты провода начнут гореть, пока не возникнет их «короткое» замыкание. Это вызовет или пожар, или простое выключение всей питающей сети. Другая неприятность – это довольно ядовитый запах от горелой изоляции проводов.
Когда значения потребляемых приборами токов не указаны на панелях питания, их легко вычислить по мощности путем деления величины мощности на напряжение питания. Например, для копировального аппарата мощностью в 700 ватт (Вт) при напряжении 220 В ток составляет 3, 1 А. В импортной аппаратуре мощность иногда указывают в виде произведения V ґ A, что равнозначно обозначению – Вт, это облегчает для пользователя понимание мощности как произведения напряжения и тока.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АППАРАТУРЫ
Любой офисный прибор, включенный в сеть питания с действующим напряжением 220 В, представляет собой определенную опасность для пользователя. Реально в сети питания максимальное (амплитудное) напряжение достигает 300 В. Производители оргтехники стремятся максимально защитить только ведущие провода и элементы конструкции, которые доступны для касания человеком. Однако существуют причины, по которым изоляция может разрушаться. Одна из них – это «пробой». Известно, что в сети электропитания присутствуют помехи, мешающие нормальной работе аппаратуры. Помехи возникают из-за грозовых разрядов, при включении электронагревательных приборов, ламп люминесцентного освещения и прочих подобных причин. По статистике наблюдений очень кратковременные помехи в сети могут достигать напряжения более 1000 В. Для пользователя вредное действие таких помех обычно выражается в самопроизвольной перезагрузке компьютера, в выходе из строя приборов и их возгорании. При высоких напряжениях в сети изоляция может «пробиваться» и стать электропроводной. Разрушение изоляции происходит также вследствие износа. Опасное для жизни человека напряжение может попасть на кожу, а человек может стать звеном в цепи протекания сетевого тока.
Однако не следует преувеличивать опасность. В конструкциях всех современных приборов предусмотрено защитное заземление, которое надежно защитит человека в случае пробоя изоляции в цепи электропитания. В ряде случае на металлических корпусах приборов оргтехники, например компьютеров, ризографов, печатающих машин, имеется специальный зажим для провода защитного заземления. Провод заземления соединяет корпус прибора со специальной электрической цепью нулевого потенциала – земли. В аварийных ситуациях возникает «короткое замыкание» токоведущих проводов на цепь заземления. При этом потенциал доступного человеку корпуса прибора остается с нулевым (не опасным) потенциалом. В аппаратуре обычно «перегорает» предохранитель и отключает прибор.
Подключение всех современных электроприборов к сети производится так называемыми европейскими вилками и розетками. Кроме обычных двух проводов питания, в питающих шнурах предусмотрен третий – заземляющий провод. Офисные работники должны быть убеждены в том, что питающие розетки снабжены заземляющей цепью. Это особая забота инженеров.
Часто встречаемой ошибкой персонала является попытка самостоятельной замены выгоревшего предохранителя. В большинстве случаев это может привести к полной поломке прибора. По этой причине производители стали «прятать» предохранители внутри корпуса прибора в недоступном месте, справедливо полагая, что ремонт будет выполнен профессионалом и в специальной мастерской.
В заключение необходимо отметить, что применение воды для тушения дымящихся приборов совершенно недопустимо. Наиболее безопасным и дешевым способом является простое отключение прибора от сети. А для тушения горящих приборов можно рекомендовать аэрозольные автомобильные огнетушители или более дорогие – углекислотные. Такие огнетушители не уничтожают приборов и не портят их внешний вид.
Правильное решение – это профилактика отказов: проведение регламентных работ по текущему обслуживанию, применение защитных фильтров помех и защитного заземления.
Подводя итоги: современный электронный офис, определяющий лицо фирмы, содержит очень много энергопотребляющих компонентов, что приводит к увеличению энергонасыщенности офиса. Это обстоятельство во многом определяет требования необходимой подготовки секретаря к технической эксплуатации разнообразной электронной аппаратуры.
Заключение
В настоящее время довольно часто можно услышать «Я хочу работать секретарем!». И действительно, в последнее время все больший интерес возникает к этой профессии. Секретарский труд довольно высоко оплачивается, и быть секретарем сегодня престижно.
Но не так то просто стать профессиональным секретарем, да и не каждый способен выполнять многофункциональную и сложную работу. А труд секретаря таким и является.
Под сегодняшним термином «секретарь» подразумеваются секретари различной квалификации: секретарь на телефоне, технический секретарь, секретарь-референт и референт.
Секретарь на телефоне может не иметь высшего образования, не обязательно ему работать в новейших компьютерных редакторах, он может обойтись без знания иностранного языка, но разговаривать по телефону грамотно, интеллигентно, доброжелательно он обязан, чтобы не отпугнуть клиентов и партнеров фирмы.
Как звучит по телефону его голос – мило и приятно? А умение правильно ставить ударения и падежи? А дефекты дикции? Как видите, даже первая ступень секретарского мастерства не всем может быть доступна.
Технический секретарь должен уметь печатать со скоростью 145 знаков в минуту русской и латинской машинописи слепым десятипальцевым методом. Естественно, что все печатные работы выполняются в современных компьютерных редакциях. До автоматизма должна быть доведена работа с оргтехникой: ксероксом, факсом, мини-АТС. Входит в обязанности такого секретаря и телефонное обслуживание.
Секретарь-референт и референт – это высшая квалификация секретаря. Они выполняют обязанности секретаря на высоком уровне. Их работа становится ответственной, ибо им предоставлено право принятия самостоятельных решений. Расширение функциональных обязанностей секретарей предполагает обязательное высшее образование и знание иностранного языка.
Но современный руководитель хочет, чтобы все эти функции выполнял один человек. Иными словами, речь идет о помощнике руководителя в конкретной области, которой занимается фирма (банковское дело, торговые операции, рекламный бизнес и т. п.). Президент компании вполне может дать своему помощнику, например, такое «простое» задание: подготовить проведение переговоров с иностранными партнерами. От секретаря в этом случае потребуется составление черновых вариантов документов, перевод их на иностранный язык, согласование даты проведения переговоров с партнерами, подготовка программы пребывания иностранной делегации, куда входят деловые встречи и культурная программа. И это лишь часть обязанностей «суперсекретаря».
В современных коммерческих структурах нет четкого разделения секретарей по квалификации. Специфика профессии состоит в том, что каждая последующая ступень квалификации требует новых знаний и навыков, но не исключает предыдущих. Даже референт при блестящем знании компьютера, иностранного языка, делопроизводства должен молниеносно реагировать на телефонные звонки и при необходимости вытереть пролитый кофе. Он помогает шефу готовиться к важным деловым переговорам и ограждает его от нежелательных посетителей, он обязан быть любезным со всеми сотрудниками фирмы и одновременно уметь соблюдать дистанцию.
Вы задумывались, почему при одинаковом уровне знаний одним удается достичь профессиональных высот, а другие замирают на полпути?
Оказывается, для того чтобы состояться как профессионал высочайшей категории, недостаточно только знать и уметь, нужно еще обладать определенным складом характера.
Если вы хотите, чтобы ваша профессиональная карьера была успешной, нужно разглядеть в себе «секретарские» черты и стремиться максимально их развивать. Мы уверены, что вы без запинки назовете хотя бы 3 – 4 из них: аккуратность, пунктуальность, доброжелательность, коммуникабельность и т. д. Но что все эти качества стоят без умения подчиняться и с удовольствием выполнять чужие приказы и поручения, не теряя при этом собственного достоинства? Настоящий секретарь горит желанием помочь другим. И даже мысленно никогда не скажет: «Почему все время я? Что, больше некому это сделать?»
У секретаря особое положение в фирме – он фактически первый человек после руководителя – его правая рука, но предпоследний по штатному расписанию. Это определяет и еще одно очень важное качество секретаря: умение одновременно быть на виду и в тени. Кстати, это касается и внешности, которую можно определить как «элегантный консерватизм»:
В любой фирме время от времени возникают конфликтные и стрессовые ситуации, и очень часто ареной их действия становится приемная. Секретарь, как укротитель, должен быть сильным и эмоционально уравновешенным человеком, чтобы суметь вовремя разрядить обстановку. В идеале секретарь – мастер компромиссных решений и не ищет в конфликтах правых и виноватых.
Итак, формула идеального секретаря сводится к следующему: совокупность блестящих профессиональных знаний и навыков в гармонии с внешним и внутренним обликом.
Надеемся, что информация представленная в данной книге поможет вам в таком сложном, но интересном труде, как секретарский. Надеемся, что наши советы будут вам полезны, и вы воспользуетесь ими для решения конкретных ситуаций. Удачи вам в освоении секретарского дела и повышении своей квалификации. И главное, получайте удовольствие от работы!
- Глава 1. Секретарь в структуре управления. Секретарь – лицо фирмы
- 1. Статус секретаря, требования, предъявляемые к секретарю
- 1.1. Профессиональные и личностные качества секретаря
- 1.2. Организация рабочего места секретаря, приемная руководителя
- 2. Полномочия секретаря
- 2.1. Этика и психология деловых отношений
- 2.2. Имидж секретаря, деловая женщина-профессионал
- 2.3. Что должен и что может секретарь
- 3. Руководитель, его стиль управления и секретарь
- 3.1. Взаимоотношения с руководителем
- 3.2. Оказание эффективной помощи в рамках служебных полномочий. Подготовка командировок руководителя
- 3.3. Эффективное деловое общение
- 3.4. Организация приема посетителей
- 3.5. Роль секретаря в поддержании благоприятного климата в коллективе
- Глава 2. Технология и этикет деловых ситуаций
- 1. Представление и знакомство в процессе делового общения
- 2. Телефонный разговор в офисе
- 3. Деловые приемы
- 3.1. Участие секретаря в подготовке выставки
- 3.2. Участие секретаря в организации переговоров
- 3.3. Особенности организации переговоров с иностранными гостями
- 3.4. Участие секретаря в организации деловых приемов
- 3.5. Особенности национальных традиций иностранных партнеров
- 4. Деловой этикет. Повседневный, праздничный этикет
- Глава 3. Деловая переписка
- 1. Делопроизводство
- 2. Состав управленческих документов организации
- 3. Деловая переписка
- 3.1. Внешняя и внутренняя переписка
- 3.2. Язык и стиль переписки
- 3.3. Этика делового письма
- 3.4. Особенности оформления сообщений, передаваемых по электронным средствам связи
- 3.5. Работа секретаря с визитными карточками
- 4. Организация документооборота
- 4.1. Технологии документооборота
- 4.2. Регистрация документов
- 4.3. Технология работы с конфиденциальными документами
- 4.4. Контроль за исполнением документов
- 5. Архивное дело
- 5.1. Разработка и ведение номенклатуры дел
- 5.2. Подготовка дел к хранению. Экспертиза ценности документов Порядок уничтожения дел
- Глава 4. Роль секретаря в организации совещаний
- 1. Цели совещания
- 2. Разновидность совещаний и их организация
- Глава 5. Электронный офис
- 1. Понятие электронного офиса
- 2. Форматы электронных документов, применяемых в управленческой деятельности
- 3. Управление документами электронной почты
- 4. Знания секретаря в области электропитания офисной оргтехники