logo
УП_1 / Методика - Управл

1. Развитие персонала как средство обеспечения его конкурентоспособности

Эффективное функционирование любой организации, прежде всего, определяется степенью развития ее персонала. В условиях современного быстрого устаревания теоретических знаний, умений и практических навыков возможность организации постоянно осуществлять развитие своих работников является одним из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке, обновления и возрастания объемов производства товаров или предоставления услуг.

Развитие персонала представляет собой многогранное и сложное понятие, охватывающее широкий круг взаимосвязанных психологических, педагогических, социальных и экономических проблем. Вместе с тем, оно является более узким по сравнению с понятием “гармоничное развитие личности”. Нетождественными между собою являются также понятия “профессиональное развитие личности” и “развитие персонала”.

Развитие персонала – это совокупность организационно-экономических, социальных и педагогических методов, форм и мероприятий службы управления персоналом организации в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников для подготовки их к выполнению новых производственных функций, профессионально-квалификационное продвижение, формирование резерва руководителей и совершенствование социальной структуры персонала. Развитие персонала включает также мероприятия по производственной адаптации персонала, оценке кадров с целью осуществления аттестации персонала, планирования профессиональной карьеры рабочих и специалистов, социального развития персонала и т.п.

Развитие персонала в значительной степени зависит от состояния профориентационной работы в учебных заведениях и непосредственно на предприятиях. Одним из результатов развития персонала является изобретательская и рационализаторская деятельность работников. Вместе с тем его осуществление предусматривает наличие на предприятии соответствующей системы материального и морального стимулирования.

Если развитие персонала осуществляется преимущественно в рамках организации или по ее инициативе, то профессиональное развитие личности может выходить за рамки трудовой деятельности на предприятии, проводится не только за счет средств организации, а и за счет бюджетных или собственных средств человека.

Управление развитием персонала оказывает содействие эффективному использованию трудового потенциала личности, повышению его социальной и профессиональной мобильности, выступает средством профилактики массовой безработицы, играет значительную роль в подготовке работников для осуществления структурной и технологической перестройки отраслей экономики. Это положительно влияет на увеличение объемов и обновление номенклатуры выпуска продукции или предоставление услуг, обеспечивает улучшение результатов финансовой деятельности предприятия. В таких условиях развитие персонала выступает одним из важнейших направлений рационального функционирования любой организации, ее конкурентоспособности на рынке.

Одновременно развитие персонала оказывает содействие повышению уровня конкурентоспособности самих работников на рынке труда. Конкурентоспособность рабочей силы – это совокупность качественных и стоимостных характеристик специфического товара “услуг рабочей силы”, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей работодателей в работниках конкретной профессии или специальности.

Работники, повышая свой уровень квалификации ли овладевая новой профессией или специальностью путем усвоения новых знаний, умений и навыков, получают дополнительные возможности для планирования профессиональной карьеры как в организации, так и за ее пределами. Даже в случае безработицы вследствие высвобождения с предприятия обученный работник быстрее найдет себе новую работу, легче сможет организовать собственное дело и тем самым обеспечить трудоустройство других людей.

Большинство людей высоко оценивают возможность повышения уровня профессионального развития. Это обстоятельство в ряде случаев играет решающую роль в принятии ими решения относительно трудоустройства на конкретном предприятии. Выиграет в данном случае и общество в целом, поскольку возрастает образовательный потенциал страны, увеличивается производительность общественного труда без привлечения значительных бюджетных средств.

Развитие персонала обеспечивает повышение общего интеллектуального уровня личности, расширяет ее эрудицию и круг общения, поскольку просвещенный человек свободно ориентируется в современном сложном мире, в отношениях с людьми. В результате улучшается нравственно-психологический климат в структурных подразделениях предприятия, повышается мотивация работников к труду, их преданность целям и стратегическим задачам организации, обеспечивается преемственность в управлении, а также снижается уровень текучести кадров.

Развитие персонала относится к одному из основных показателей прогрессивности общества, является решающим рычагом научно-технического процесса. Поэтому в государствах с развитой рыночной экономикой все больше компаний проводят политику осуществления непрерывного развития персонала своих предприятий. Планирование и организация развития персонала становятся важными функциями управления персоналом. Использование Украиной этого опыта является обязательным условием обеспечения постоянного экономического роста.

Задачи развития персонала следующие:

Затраты на персонал служат основой разработки производственных и социальных показателей, самой стратегии развития организации. Удельный вес затрат предприятий на персонал в себестоимости продукции или услуг имеет выраженную тенденцию к возрастанию. Поэтому важное значение приобретают экономические аспекты развития персонала предприятия, мероприятия по обеспечению более рационального использования средств работодателя на указанные цели. Проблемы инвестирования в развитие человека нашли свое отображение в концепции человеческого капитала.

Человеческий капитал различается по трем уровням:

Инвестиции в развитие личности, персонала организации, государства разделяются на такие группы:

Отдача от инвестиций в человека выражается в виде прямых материальных выгод, косвенных материальных выгод и моральных выгод. К прямым материальным выгодам относят: высший уровень заработков, большую возможность принимать участие в прибылях предприятия, лучшие условия труда, разнообразные привилегии и льготы.

К косвенным материальным выгодам относят большую возможность получить дальнейшие инвестиции в собственный человеческий капитал со стороны работодателя. Моральные выгоды включают удовлетворение от избранной профессии, доступ к интересным видам деятельности, высокую конкурентоспособность на рынке труда, ощущение стабильности и уверенности в будущем и т.п.. Инвестиции в человеческий капитал целесообразны, если текущая стоимость будущих выгод (денежных и моральных) большая или хотя бы равная затратам.

Исследования подтвердили высокую рентабельность начального образования. Вместе с тем прослеживается стойкая тенденция: чем выше уровень подготовки, тем ниже его норма отдачи. Поэтому для оценки эффективности профессионального обучение персонала необходимо использовать и другие методы. Это касается, в частности, определения эффективности обучение на уровне учебного заведения, предприятия, а также на макроуровне.