logo
УП_1 / Методика - Управл

1.3. Права, обязанности и ответственность руководителя кадровой службы.

Ответственность за реализацию кадровой политики на предприятии в первую очередь возлагается на руководителя кадровой службы. В связи с этим, деятельность начальника кадровой службы регламентируется довольно широким спектром профессиональных прав и обязанностей, а именно:

  1. Возглавлять работу по обеспечению предприятия работниками нужных профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств.

  2. Руководить разработкой перспективных и годовых планов комплектования предприятия персоналом с учетом перспектив его развития, изменений состава работающих вследствие внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, а также пуска новых производственных объектов.

  3. Решать вопроса найма, увольнения и переведения работников, контролировать соответствие занимаемой работником должности имеющемуся уровню образования и квалификации.

  4. Обеспечивать размещение молодых специалистов в соответствии с полученной в высших учебных заведениях профессией и специализацией. Совместно с руководителями подразделений и общественными организациями осуществлять проведение их стажировки и воспитательной работы.

  5. Систематически изучать деловые качества и прочие индивидуальные особенности работников предприятия с целью подбора кадров на замещение вакантных должностей, контролировать создание и пополнение кадрового резерва.

  6. Принимать участие в организации повышения квалификации работников, зачисленных в резерв, подготовке их к работе на руководящих должностях.

  7. Принимать участие в разработке процедуры аттестации работников, определять круг работников, которые подлежат очередной и повторной аттестации, обеспечивать подготовку необходимых документов, оказывать содействие реализации рекомендаций аттестационной комиссии.

  8. Организовывать своевременное оформление документации относительно приема, переведения и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя предприятия.

  9. Вести учет личного состава предприятия, заполнять и сохранять согласно требованиям действующего законодательства трудовые книжки работающих на предприятии.

  10. Обеспечивать подготовку документов, необходимых для назначения пенсий и социальных выплат работникам предприятия и их семьям, проводить своевременное предоставление их в органы социального обеспечения.

  11. Организовывать разработку и реализацию мероприятий, направленных на совершенствование управления персоналом на основе широкой автоматизации и механизации деятельности кадровой службы.

  12. Контролировать деятельность инспекторов по кадрам, руководителей подразделений относительно своевременного и правильного выполнения приказов, распоряжений, постановлений администрации предприятия в сфере кадровой политики.

  13. Организовывать мероприятия по совершенствованию форм и методов работы с кадрами. Анализировать причины текучести кадров. Предоставлять руководству предложения относительно устранения выявленных недостатков и обеспечения стабильности коллектива.

  14. Организовывать табельный учет работников, разрабатывать график отпусков и контролировать его соблюдение, анализировать состояние трудовой дисциплины и выполнение правил внутреннего трудового распорядка в подразделениях предприятия.

  15. Обеспечивать подготовку необходимой отчетности по персоналу и кадровой работе и контролировать своевременность предоставления этих документов в соответствующие министерства, ведомства, комитеты.

По мнению западных специалистов кадровые службы в современных условиях не должны ограничивать собственную деятельность исключительно "изданием приказов". Их роль может состоять в мобилизации всего персонала предприятия на достижение поставленных целей.

С началом эпохи промышленных предприятий с максимально автоматизированным производством на основе современных технологических достижений функцию управления персоналом ждут кардинальные изменения. Ведь следует ожидать, что требования к деятельности кадровых служб и их руководителей будут постоянно возрастать.

На рис. 1 приведены профессионально-квалификационные требования к современному руководителю кадровой службы .