2.1. Классификация методов исследования систем управления
В ИСУ главную роль играют средства и методы исследования. Современная наука имеет обширный и богатый арсенал таких методов. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или иного конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы.
Метод ИСУ - это способ получения информации (снятия неопределенности в знаниях) об объекте управления, его характеристиках, возможном их изменении при изменении условий или состояния объекта исследования (системы управления) [1, с.45].
Целенаправленно осуществлять поиск и выбирать для практического применения метод исследования систем управления, наиболее соответствующий реальным условиям, позволяет классификация методов. Изучать состав методов исследований систем управления также наиболее удобно в рамках их классификации.
Выделяют общенаучные и специфические методы исследования. Вообще, выбор методов исследования и их комбинаторное использование определяются системным представлением о всей совокупности общенаучных методов исследования.
Первым шагом в понимании системы общенаучных методов исследования является классификация методов, позволяющая упорядочить представление об их составе, связях и особенностях (рис. 2.1).
Всю совокупность общенаучных методов исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические методы исследований.
Эмпирические методы построены на практической деятельности, осмысление которой дает нам представление о сути и особенностях событий и ситуаций. В эмпирических методах существуют две группы - методы наблюдений и методы эксперимента. Первая группа характеризует исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации; вторая предполагает искусственное создание ситуаций для изучения особенностей поведения системы. Эти особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных условиях, а иногда и в экстремальных, они проявляются в полной мере.
Рис. 2.1. Общенаучные методы исследования [6, с.228]
Методы наблюдений могут быть разделены на методы прямого и косвенного наблюдения. Прямое наблюдение - это наблюдение в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения или прямых коммуникаций;
косвенное наблюдение - это наблюдение, основывающееся на опосредованных связях и коммуникациях и дифференциации временного режима наблюдений (выбор специальных отрезков времени).
Мыслительно-логические методы представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации.
Специфические методы исследования отражают специфику объекта исследования, его предмет и задачи (рис. 2.2). Наиболее важными из них являются методы исследования документов, проведения ограниченного эксперимента, социологических исследований, экспертных оценок. Существуют также методы тестирования, коллективного анализа, социометрических оценок, деловых и инновационных игр, методы имитационного моделирования.
Это общая схема системы методов исследований. Но некоторые из них требуют дополнительного объяснения и конкретизации, особенно те, которые играют наиболее существенную роль в исследовании систем управления.
Одним из критериев выбора методов исследования является степень определенности ситуации или проблемы. При этом определенность проблемы характеризуют: ее истоки, структура, содержание, типологическая принадлежность, сфера действительности, зрелость, возможность относительного отграничения от других проблем (признаки целостности).
Различают минимальную, частичную и максимальную определенность. Каждая из них предполагает свой набор методов исследования.
- А.В. Евченко исследование систем управления
- Оглавление сокращения и обозначения
- Введение
- 1. Системный подход в исследовании управления
- 1.1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности
- 1.2. Методология исследования систем управления: понятие, практическое содержание
- 1.3. Практическая формула диалектического подхода к исследованию
- 1.4. Понятие "система". Основные принципы системного подхода
- 1.5. Система управления как объект исследования. Типовые представления систем управления
- Тренировочное задание
- Тестовое задание
- Выводы по разделу
- 2. Состав и выбор методов исследования систем управления
- 2.1. Классификация методов исследования систем управления
- 2.2. Формально-логические методы в исследовании систем управления
- 2.3. Методы изучения документов
- 2.4. Методы моделирования
- 2.5. Статистические исследования и факторный анализ систем управления
- 2.6. Социологические исследования и тестирование
- 2.7. Методы экспертных оценок и swot-анализа в исследовании систем управления
- 2.8. Методы социально-экономического экспериментирования
- Тренировочное задание
- Тестовое задание
- Выводы по разделу
- 3. Прикладные направления исследования систем управления
- 3.1. Системный анализ - конструктивное направление исследования процессов управления
- 3.2. Исследование и проектирование целей и задач управления
- 3.3. Исследование и проектирование функций управления
- 3.4. Построение организационных процедур и схем принятия управленческих решений
- 3.5. Диагностика состояния предприятия как этап системного анализа
- Формулировка проблемы
- Диагностирование системы и формирование альтернатив её развития
- 3.6. Исследование и оптимизация распределения прав, обязанностей и ответственности в системе управления
- 3.7. Моделирование и анализ эффективности использования трудового потенциала в подразделениях предприятия
- 3.8. Моделирование и анализ информационных потоков, циркулирующих в системе управления
- Тренировочное задание
- Тестовое задание
- Выводы по разделу
- Итоговый тест
- Краткий толковый словарь
- Рекомендательный список литературы
- Исследование систем управления