logo
ЕВЧ_ИСС_м

Краткий толковый словарь

Анализ

Мысленное или реальное разделение объекта на элементы. Сопоставление предметов или явлений в той или иной сфере деятельности. Изучение посредством расчленения и сопоставления, метод исследования.

Аспект исследования

Грань изучения проблемы, одна из сторон ее проявления (например, организационный, социальный, психологический и другие аспекты).

Вопрос

Форма представления проблемы, обращение для получения информации, средство коммуникации людей.

Восприятие

Сложный процесс интеллектуального и эмоционального отражения реальности, определяющий ориентирование человека в окружающей среде, распознавание предметов, признаков, свойств действительности и своего места в ней.

Гипотеза

Предположительное и предварительное представление об изучаемом предмете исследования, основанное на ранее полученных сведениях или знании и необходимое для первого шага изучения явления. Для некоторых видов исследования гипотеза может быть их конечным результатом.

Декомпозиция

Разделение целого на части по критериям функционального вхождения части в целое, по критериям содержания целого.

Дефиниция

Определение понятий, построенное по принципам формальной логики и служащее конструкционной основой научной концепции.

Диалектика

Комплекс принципов исследования, направленный на поиск и учет противоречий, тенденций развития и отрицания.

Диалектический подход к исследованию

Использование объективно обусловленных, научно разработанных, практически проверенных и наиболее эффективных в конкретных условиях диалектических принципов исследования (например, взаимоотношения общего и особенного, качества и количества, целого и части, принципов комплексности, системности, развития и т.д.).

Дихотомия

Вид классификации, разделение на две группы по определенным признакам, выявление и исследование противоречий.

Доказательство

Интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью.

Закономерности

Устойчивые тенденции изменений, объективные связи явлений, определяющие их изменения.

Знания

Закрепленное в мышлении человека отражение окружающей его действительности, понимание явлений и предметов, фактор, определя-ющий осознанные ориентиры поведения и деятельности.

Инновации

Поиск, определение и реализация различных новшеств, нововведения в деятельности человека, отражающие его потребность в изменениях, развитии, модернизации, реконструкции, совершенствовании, реформировании и пр.

Интересы

Реальная причина действий человека, которая определяется его потребностями, мотивами, ценностями, идеями, опасениями и пр. Стремление достичь какого-либо результата.

Интуиция

Способность постижения истины, без ее обоснования и доказательства, необъяснимое ощущение реальности, идущее из подсознания человека и определяющее некоторые стороны его поведения. Раскованность интуиции влияет на эффективность исследования.

Информация

Структурированное и предметно-объектное отражение в сознании человека окружающего его мира, мыслительное воспроизведение человеком действительности, совокупность сведений об исследуемой проблеме.

Исследования

Вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции развития, найти возможности использования знаний в практической деятельности человека, в частности в практике управления.

Качество исследования

Комплексная совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенность и позволяющая оценить его результативность.

Классификация

Прием, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы каждый принадлежащий исходному множеству объект попал в один и только в один класс.

Консультации

Советы, даваемые специалистами на основе изучения конкретных обстоятельств деятельности и ведущие к улучшению результатов работы.

Концепция исследования

Комплекс ключевых положений методологического характера, опре-деляющих подход к исследованию и организации его проведения.

Критерий

Основа сопоставления и выделения групп явлений или отдельных их свойств для установления классификационной или типологической принадлежности.

Логика

1. Механизм мышления, обеспечивающий эффективность интеллектуальной деятельности человека. 2. Оперирование понятиями и суждениями как инструментами интеллектуальной деятельности человека в процессе исследования.

Менеджер

Лицо, принимающее управленческие решения в системе социально-экономического управления (в отличие от системы административного, бюрократического, военизированного управления, где социальная принадлежность и экономические интересы не играют существенной роли).

Метод исследования

Способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях.

Методология исследования

Логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определение рациональной последовательности исследовательской деятельности.

Объект исследования

Область деятельности человека, в которой обнаруживается и распознается проблема, требующая ее познания и разрешения. Среда, в которой проявляется проблема.

Организация исследования

Упорядочение исследовательской деятельности по совокупности действий и их распределению по исполнителям, факторам времени и пространства, условиям и ограничениям (функции, обязанности, ответственность, нормативы и пр.).

План исследования

Организационная основа исследования, предполагаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) проведения исследования.

Подход

Наиболее удачная грань для "вхождения" в проблему, начальная позиция, отправная точка исследования, ограничение проблематики исследования (методологический подход и пр.).

Подход к исследованию

Исходная позиция исследователя, определяющая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его проведения.

Потребность в исследовании

Степень остроты проблемы, появление необходимости и возможности ее изучения. Проявление профессионализма управления, научного подхода к разработке управленческих решений, инновационный стиль управления.

Предмет исследования

Конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Проблема

Реальное противоречие, требующее своего разрешения на основе исследования его истоков, содержания, характера и возможных последствий.

Программа исследования

Комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предполагаемый результат.

Процесс исследования

Последовательность этапов осуществления исследования, комбинация и последовательность использования средств и методов исследования, различных операций и процедур.

Результат исследования

В зависимости от целей и вида исследования: комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление, конкретные рекомендации по преобразованию системы управления, разрешение обострившихся противоречий, комплекс нововведений, обусловленных тенденциями развития, методика выполнения какой-либо работы.

Ресурсы исследования

Комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

Свойства

Отличительные признаки предмета или явления, отражающие его сущность, содержание и особенности.

Система управления

1. Совокупность отношений управления в социально-экономической системе (организации). 2. Система действий менеджера по реализации воздействия. 3. Совокупность взаимосвязанных звеньев, в том или ином виде участвующих в процессе воздействия.

Ситуация

Сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку.

Стратификация

Определение слоев (страт) в сложном многослойном явлении.

Тест

Средство и метод исследования недоступных для количественного анализа свойств и характеристик социально-экономических явлений при помощи количественного обобщения оценок, высказываний или предпочтений по поставленной проблеме.

Типология

Разделение и систематизация объектов по критерию обобщенной модели, типичного состояния, практического образца.

Типология исследования

Разнообразие исследований, упорядоченное по критериям практической типичности, образцам реального существования. Логическая схема различных типов исследования.

Управление

Целенаправленное воздействие менеджера (руководителя) или органов управления (управляющей системы), согласующее и объединяющее совместную деятельность людей.

Характеристики

Совокупность фактов, отражающих содержание, состояние или изменения того или иного явления.

Цель исследования

Идеальный образ научного освоения будущего, представление о перспективах, которые открываются при успешном проведении исследования.

Эффективность исследования

Соразмерность использованных на проведение исследования ресурсов и полученных от него результатов.