11.3. Факторы, влияющие на принятие решения
Основные причины запаздывания ответных действий.
1. Инерционность информационной системы, объясняемая необходимостью затрат времени на наблюдение, обработку и интерпретацию результатов наблюдения, передачу полученной информации соответствующим руководителям. Инерционность является также следствием затрат времени со стороны руководства на обмен информацией друг с другом и выработку общей позиции.
2. Необходимость проверки и подтверждения достоверности информации о возникновении ЧС.
Безусловно, это необходимо, но даже при абсолютно достоверной информации некоторые руководители будут утверждать, что нет абсолютной уверенности в реальности возникновения ЧС, устойчивом и угрожающем характере ее развития. Они будут выступать за то, чтобы еще немного подождать и посмотреть, не отпадет ли угроза сама собой (Чернобыль).
3. Психологические особенности человека.
Некоторые руководители считают, что признание существования ЧС отразится на их репутации либо приведет к потере занимаемого положения. Другие руководители, даже если убеждены в реальности ЧС, будут тянуть время, чтобы выработать тактику, для реабилитации своего положения.
Эти причины вызывают значительное запаздывание адекватной реакции руководства на появление ЧС и могут привести к резкому увеличению общего ущерба, а в ряде случаев способны свести на нет все потенциальные возможности противоаварийных действий.
Таким образом, чтобы не потерять и полностью использовать имеющиеся возможности и преимущества, необходимо не только совершенствовать работу подсистемы противоаварийного упреждающего планирования, но и повышать готовность руководителей к работе в условиях высокой степени неопределенности.
Чрезвычайный режим характеризуется обстоятельствами, совокупность которых определяется как чрезвычайная ситуация.
Задачами системы управления ЧС в этом режиме являются осуществление оперативных действий по защите объектов различного типа.
В отличие от обычных систем планирования и управления, в том числе систем стратегического планирования, которые призваны рассматривать стратегические задачи в течение достаточно долгого периода, системы управления в условиях ЧС должны действовать в реальном масштабе времени. Стратегические задачи должны решаться в СУЧС на ограниченном интервале времени оперативном и непрерывно.
Режим ликвидации последствий ЧС характеризуется отсутствием активных поражающих фактов ЧС и необходимостью проведения мероприятий по восстановлению нормативного функционирования объекта.
Задачей системы управления ЧС в этом режиме является оперативное и долгосрочное планирование действий по смягчению или полной ликвидации последствий ЧС.
Принятие и реализация решения — сложные процессы управленческой деятельности, в которых, как в никаких других, от руководства органов управления требуются компетентность, высокая оперативная подготовка, знания и навыки использования техники, умение ставить цели и достигать их, брать ответственность на себя. Решения в условиях ЧС принимаются в различной оперативной обстановке, включая кризисную, и в крайне ограниченное время. Однако оно должно быть принято своевременно, быть максимально обоснованным и обеспечивать наиболее полное и эффективное использование имеющихся возможностей.
Для этого требуется четкое уяснение руководством целей и задач операции, всесторонняя и объективная оценка обстановки, компетентность. Говоря о принятии решений, следует иметь в виду следующие основные составляющие этого сложного процесса: сбор и подготовка исходящих данных, построение модели ЧС, формулировка (принятие) решения руководителем, конкретизация и детализация решения в плане операции, доведение данного решения до исполнителей, а также организация, оперативное управление и контроль за его реализацией.
Информационная поддержка принятых решений
При управлении в условиях ЧС не существует затрат, не связанных с использованием информации. Информация, информационный фонд в условиях ЧС становятся основным ресурсам эффективного принятия решений, направленных на ликвидацию ЧС.
Как правило, в условиях ЧС основной проблемой в принятии и реализации эффективных управленческих решений является недостаток не ресурсов и капитала, а информации, необходимой для использования этих ресурсов и капитала с наибольшим успехом.
Информация о возможности возникновения ЧС и тенденциях ее развития поступает в систему управления в ходе изучения обстановки.
Степень предсказуемости ЧС очень невелика: к моменту получения информации, достаточной для выработки эффективных ответных мер, образуется дефицит времени для их реализации. Это приводит к очевидному парадоксу в условиях ЧС: ожидая получения достоверной и достаточной для принятия решений информацию, не может предпринять продуманные меры в целях разрешения возникающих проблем.
Поэтому на ранних стадиях потенциальной опасности ЧС ответные меры, очевидно, должны быть общего характера, направленными на увеличение стратегической гибкости организации. По мере поступления конкретной, детализированной информации должны быть конкретизированы и ответные меры, конечной целью которых является либо устранение угрозы возникновения ЧС, либо использование создавшихся возможностей для ликвидации ЧС и ее последствий.
- Н. В. Гришина организация комплексной системы защиты информации введение
- 1. Сущность и задачи комплексной системы защиты информации
- 1.1. Подходы к проектированию систем защиты информации
- 1.2. Понятие комплексной системы защиты информации
- 1.3. Назначение комплексной системы защиты информации
- 1.4. Принципы построения комплексной системы защиты информации
- 1.5. Стратегии защиты информации
- 1.6. Выработка политики безопасности
- 1.7. Основные требования, предъявляемые к комплексной системе защиты информации
- 2. Методологические основы комплексной системы защиты информации
- 2.1. Методология защиты информации как теоретический базис комплексной системы защиты информации
- 2.2. Основные положения теории систем
- 2.3. Общие законы кибернетики
- 2.4. Основы методологии принятия управленческого решения
- 3. Определение состава защищаемой информации
- 3.1. Методика определения состава защищаемой информации
- 3.2. Классификация информации по видам тайны и степеням конфиденциальности
- 3.3. Определение объектов защиты
- 4. Источники, способы и результаты дестабилизирующего воздействия на информацию
- 4.1. Определение источников дестабилизирующего воздействия на информацию
- 4.2. Методика выявления способов воздействия на информацию
- 4.3. Определение причин и условий дестабилизирующего воздействия на информацию
- 5. Каналы и методы несанкционированного доступа к информации
- 5.1. Выявление каналов доступа к информации
- 5.2. Соотношение между каналами и источниками воздействия на информацию
- 5.3. Деловая разведка как канал получения информации
- 5.4. Модель потенциального нарушителя
- 6. Моделирование процессов комплексной системы защиты информации
- 6.1. Понятие модели объекта
- 6.2. Значение моделирования процессов ксзи
- 6.3. Архитектурное построение комплексной системы защиты информации
- 7. Технологическое построение комплексной системы защиты информации
- 7.1. Общее содержание работ
- 7.2. Этапы разработки
- 7.3. Факторы, влияющие на выбор состава ксзи
- 7.4. Модель системы автоматизированного проектирования защиты информации
- 8. Кадровое обеспечение комплексной системы защиты информации
- 8.1. Подбор персонала
- 8.2. Подготовка персонала для работы в новых условиях
- 8.3. Мотивация
- 8.4. Разработка кодекса корпоративного поведения
- 9. Нормативно-методическое обеспечение ксзи
- 9.1. Значение нормативно-методического обеспечения
- 9.2. Состав нормативно-методического обеспечения
- 9.3. Порядок разработки и внедрения документов
- 10. Управление комплексной системой защиты информации
- 10.1. Понятие и цели управления
- 10.2. Планирование деятельности
- 10.3. Контроль деятельности
- 11. Управление комплексной системой защиты информации в условиях чрезвычайных ситуаций
- 11.1. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций
- 11.2. Технология принятия решения в условиях чрезвычайной ситуации
- 11.3. Факторы, влияющие на принятие решения
- 11.4. Подготовка мероприятий на случай возникновения чрезвычайной ситуации
- Заключение
- Библиография