10.3. Контроль деятельности
Контроль является одним из важнейших и необходимых направлений работ по ЗИ. Цель контроля выявить слабые места системы, допущенные ошибки, своевременно исправить их и не допустить повторения.
Процесс контроля включает три стадии:
1. Установление фактического состояния СЗИ;
2. Анализ сравнения фактического положения с заданным режимом, обстановкой и оценка характера допущенных отклонений и недоработок;
3. Разработка мероприятий по улучшению и корректировке процесса управления и принятия мер по их реализации.
При принятии управленческого решения контроль выступает как источник информации, использование которого позволяет судить о содержании управленческой работы, ее качестве, результативности. Отказаться от контроля нельзя, так как это будет означать утрату информации и, следовательно, потерю управления. Контроль не является самоцелью и нужен для того, чтобы качественно обеспечить выполнение принятых решений.
Основными задачами контроля являются:
1. Определение обоснованности и практической целесообразности проводимых мероприятий по ЗИ;
2. Выявление фактического состояния СЗИ в данный период времени;
3. Установление причин и обстоятельств отклонений показателей качества, характеризующих СЗИ, от заданных;
4. Изучение деловых качеств и уровня профессиональной подготовки лиц, осуществляющих ЗИ.
Меры контроля представляют собой совокупность организационных и технических мероприятий, проводимых с целью проверки выполнения установленных требований и норм по ЗИ. Организационные меры контроля включают:
1) Проверку выполнения сотрудниками требований по обеспечению сохранности КТ. Такая проверка может проводиться в течение рабочего дня руководителем предприятия, его заместителем, исполнительными директорами, начальниками объектов;
2) Проверку выполнения пропускного режима, то есть проверка наличия постоянных пропусков у сотрудников предприятия, проверка работы охранника (на месте или нет, проверяет пропуска или нет). Может проводиться ежедневно начальником охраны объекта;
3) Проверку выполнения сотрудниками правил работы с конфиденциальными документами (правила хранения, размножения и копирования) проводится заместителем руководителя в любое время;
4) Проверку наличия защищаемых носителей конфиденциальной информации проводят сотрудники предприятия в конце рабочего дня.
При этом могут применяться следующие виды контроля:
— предварительный;
— текущий;
— заключительный.
Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Предварительный контроль осуществляется при любых изменениях состава, структуры и алгоритма функционирования СЗИ, т. е. при установке нового технического устройства, при приеме нового сотрудника, при проведении ремонтных работ.
Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.
Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.
Также с целью обеспечения систематического наблюдения за уровнем защиты может осуществляться периодический контроль. Периодический контроль (ежедневный) проводится сотрудниками предприятия в части проверки наличия носителей информации, с которыми они работают. Периодический контроль может быть гласным и негласным.
Гласный периодический контроль эффективности ЗИ проводится выборочно (применительно к отдельным структурным подразделениям или отдельным работам) или на всем предприятии по планам, утвержденным руководством.
Негласный контроль осуществляется с целью объективной оценки уровня ЗИ и, прежде всего, выявления слабых мест в СЗИ. Кроме того, такой контроль оказывает психологическое воздействие на сотрудников, вынуждая их более тщательно выполнять требования по обеспечению ЗИ. Добросовестное и постоянное выполнение сотрудниками требований по ЗИ основывается на рациональном сочетании способов побуждения и принуждения. Принуждение — способ, при котором сотрудники вынуждены соблюдать правила обращения с носителями конфиденциальной информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности. Побуждение предусматривает использование для создания у сотрудников установки на осознанное выполнение требований по ЗИ моральных, этических, психологических и других нравственных мотивов. Поэтому на эффективность защиты влияет климат на предприятии, который формируется его руководством.
- Н. В. Гришина организация комплексной системы защиты информации введение
- 1. Сущность и задачи комплексной системы защиты информации
- 1.1. Подходы к проектированию систем защиты информации
- 1.2. Понятие комплексной системы защиты информации
- 1.3. Назначение комплексной системы защиты информации
- 1.4. Принципы построения комплексной системы защиты информации
- 1.5. Стратегии защиты информации
- 1.6. Выработка политики безопасности
- 1.7. Основные требования, предъявляемые к комплексной системе защиты информации
- 2. Методологические основы комплексной системы защиты информации
- 2.1. Методология защиты информации как теоретический базис комплексной системы защиты информации
- 2.2. Основные положения теории систем
- 2.3. Общие законы кибернетики
- 2.4. Основы методологии принятия управленческого решения
- 3. Определение состава защищаемой информации
- 3.1. Методика определения состава защищаемой информации
- 3.2. Классификация информации по видам тайны и степеням конфиденциальности
- 3.3. Определение объектов защиты
- 4. Источники, способы и результаты дестабилизирующего воздействия на информацию
- 4.1. Определение источников дестабилизирующего воздействия на информацию
- 4.2. Методика выявления способов воздействия на информацию
- 4.3. Определение причин и условий дестабилизирующего воздействия на информацию
- 5. Каналы и методы несанкционированного доступа к информации
- 5.1. Выявление каналов доступа к информации
- 5.2. Соотношение между каналами и источниками воздействия на информацию
- 5.3. Деловая разведка как канал получения информации
- 5.4. Модель потенциального нарушителя
- 6. Моделирование процессов комплексной системы защиты информации
- 6.1. Понятие модели объекта
- 6.2. Значение моделирования процессов ксзи
- 6.3. Архитектурное построение комплексной системы защиты информации
- 7. Технологическое построение комплексной системы защиты информации
- 7.1. Общее содержание работ
- 7.2. Этапы разработки
- 7.3. Факторы, влияющие на выбор состава ксзи
- 7.4. Модель системы автоматизированного проектирования защиты информации
- 8. Кадровое обеспечение комплексной системы защиты информации
- 8.1. Подбор персонала
- 8.2. Подготовка персонала для работы в новых условиях
- 8.3. Мотивация
- 8.4. Разработка кодекса корпоративного поведения
- 9. Нормативно-методическое обеспечение ксзи
- 9.1. Значение нормативно-методического обеспечения
- 9.2. Состав нормативно-методического обеспечения
- 9.3. Порядок разработки и внедрения документов
- 10. Управление комплексной системой защиты информации
- 10.1. Понятие и цели управления
- 10.2. Планирование деятельности
- 10.3. Контроль деятельности
- 11. Управление комплексной системой защиты информации в условиях чрезвычайных ситуаций
- 11.1. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций
- 11.2. Технология принятия решения в условиях чрезвычайной ситуации
- 11.3. Факторы, влияющие на принятие решения
- 11.4. Подготовка мероприятий на случай возникновения чрезвычайной ситуации
- Заключение
- Библиография