10.1. Понятие и цели управления
Социотехнические системы, представляя собой единение человека и техники, всегда характеризуются определенными целями, которые ставят перед собой люди, достигая их с помощью технических средств, с которыми общаются через интеллектуального посредника. Причем цели и допустимые стратегии социотехнической системы в реальных ситуациях принятия решений по их защите зачастую субъективны и не могут быть точно определены. Это происходит преимущественно по той причине, что, помимо объективных законов, в их функционировании существенную роль играют субъективные представления, суждения, поступки и даже эмоции людей. Действительно, при исследовании безопасности объекта информатизации, расположенного на некотором предприятии, значительное количество информации об этом объекте может быть получено от различных групп людей:
а) имеющих опыт управления предприятием и представляющих его цели и задачи, но не знающих досконально особенностей функционирования объекта информатизации;
б) знающих особенности функционирования объекта информатизации, но не имеющих полного представления о его целях;
в) знающих теорию и практику организации защиты, но не имеющих четких представлений о целях, задачах и особенностях функционирования объекта информатизации как системы в целом и т. п.
Поэтому получаемая от них информация, как правило, носит субъективный характер, а ее представление на естественном языке, не имея аналогов в языке традиционной математики, содержит большое число неопределенностей типа «много», «мало» — если речь идет о вложениях денежных средств в совершенствование системы защиты; объекта или об изменении количества персонала, работающего в подразделениях его защиты; «не выполнены частично», «выполнены частично», «почти выполнены» и т. д. — если речь идет о выполнении требований руководящих документов по защите информации и т. д. Поэтому и описание подобной информации на языке традиционной математики обедняет математическую модель исследуемой реальной системы и делает ее слишком грубой.
По определению С. Л. Оптнера, система — это устройство, предназначенное для решения проблем. Конечно, это определение следует относить лишь к искусственным системам (организационным, техническим, научным), которые существенно отличаются от живых. Они не обладают (да и не должны обладать) той самостоятельностью и независимостью, которая характерна для биологических объектов. Искусственные системы зависимы от субъекта и создаются под заранее спланированные цели. Состав, структура и функции таких систем подчинены достижению этих целей. Цель же создания любой искусственной системы — удовлетворение конкретной осознанной потребности человека, коллектива или общества в целом (рис. 30).
Рис. 30. Общественная потребность — основа потребления систем
Следует подчеркнуть, что общественная потребность является основой не только организационных, но и технических систем. По мнению Я. Дитриха, сущность технических систем заключается в удовлетворении человеческих потребностей в условиях общественной жизни. В процесс удовлетворения общественных потребностей входят выявление потребностей, проектирование, конструирование и эксплуатация технических средств.
В связи с развитием системного анализа как основного инструментария о решении сложных проблем вместо понятия «потребность» все чаще стали использовать понятие «проблема», или «задача» («проблема» — греческое слово и в переводе означает «задача»). Связь между понятиями «проблема» и «потребность» можно выразить, определив проблему как неудовлетворенную потребность. Решить проблему — значит удовлетворить потребность, ликвидировать несоответствие между желаемым и фактическим положением дел.
Проблемы могут быть простыми и сложными. Можно различать также объектные, процессные и научно-исследовательские проблемы. Объектные проблемы выражают неудовлетворенность субъекта (общества, коллектива, индивидуума) окружающими его объектами и требуют изменить эти объекты или создать новые. Процессные проблемы выражают неудовлетворенность субъекта происходящими вокруг него процессами и требуют изменить эти процессы желаемым образом. Научно-исследовательские проблемы выражают неудовлетворенность субъекта своими знаниями об окружающих его объектах и наблюдаемых процессах.
Проблемы различают также:
— по признаку социальной осознанности: личные, коллективные, общественные;
— до основному содержанию: экономические, социальные, политические, научные, технические;
— по возможности решения на основе целевых программ;
— программируемые и непрограммируемые.
На протяжении тысячелетий люди создавали ОС, пользуясь интуицией, здравым смыслом и опытом прошлого. С возникновением письменности практический опыт построения систем стал переноситься на бумагу в виде проектов и передаваться будущему поколению. Таким образом, для построения новых ОС конструктор получил возможность пользоваться готовыми проектами аналогичных систем, хорошо зарекомендовавших себя в прошлом. Такая практика широко используется и в настоящее время. Для создания системы, имеющей аналоги в прошлом, разработчик подыскивает подходящий аналогичный проект и принимает его за основу будущей системы. Если же такого аналога; найти не удается, на помощь приходят здравый смысл и интуиция, частично дополняемые известными методами проектирования организационных структур управления, среди которых наибольшее распространение получили системный подход, нормативный метод, метод параметрическими моделирования, метод функционального моделирования и программно-целевой метод.
Разработка сложной системы разбивается на два этапа: внешнее (или макро-) и внутреннее (или микро-) проектирование. Внешнее проектирование отвечает на вопрос: с какой целью создается система?
Внутреннее — на вопрос: какими средствами реализуется система? Другими словами: «При внешнем проектировании формируется цель и критерий эффективности будущей системы, создается и экспериментально проверяется, а затем корректируется ее модель. Локализуется сама система, определяются ее границы, фиксируются факторы внешней среды, влияющие на систему или находящиеся под ее влиянием; определяются входы, на которые система должна реагировать, и виды реакций, критерии эффективности ее функционирования. Внутреннее проектирование определяет содержание самой системы».
Этап внешнего проектирования складывается из подэтапов анализа и синтеза. На первом подэтапе формулируется цель разрабатываемой системы, проводится изучение существующей системы, составляется генеральная схема будущей системы. На втором — последовательно выполняется эскизное, техническое и рабочее проектирование системы.
КСЗИ создается с целью обеспечения надежной защиты информации на соответствующем объекте, поэтому функциями, подлежащими осуществлению в данной системе будут функции защиты, т. е. совокупность однородных отношений и мероприятий, регулярно осуществляемых на предприятии с целью создания и поддержания условий, необходимых для надежной ЗИ.
Максимально эффективной защита информации будет лишь в том случае, если созданы надежные механизмы защиты, а в процессе функционирования системы осуществляется непрерывное управление этими механизмами.
В КСЗИ должно быть предусмотрено два вида функций:
— функции, основной целью которых является создание механизмов защиты;
— функции, осуществляемые с целью непрерывного и оптимального управления механизмами защиты.
Технология — это совокупность методов обработки, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.
Исходя из вышесказанного, технологию организационного управления можно определить как регламентированную совокупность методов и средств управления коллективами людей в процессе достижения целей их деятельности.
Организационное управление прежде всего — вид человеческой деятельности и как всякая деятельность можно рассматриваться в 2 основных аспектах:
— организация содержания деятельности, т. е. что делается (каковы функции и цели системы управления);
— организация самого процесса, т. е. как делается (какими методами достигается поставленная цель и осуществляется сам процесс управления).
Управление определяется как элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранность их определенной структуры, поддержание режимов деятельности, реализацию их программ и целей.
Общая цель управления — обеспечение максимально возможной эффективности использования ресурсов.
Задачи управления:
1. Обеспечение заданного уровня достижения цели при минимальном уровне затрат;
2. Обеспечение максимального уровня достижения цели при заданном уровне затрат.
Технология управления должна быть построена так, чтобы обеспечивать эффективную обработку информации для всех функциональных подразделений при рациональном использовании ресурсов ВТ. При соблюдении всех правил управления и обращения с информацией это требование может быть конкретизировано следующим образом.
Технология управления должна быть разработана так, чтобы обеспечить:
— комплексную автоматизацию всех процессов обработки данных и управления;
— единство органов, средств и методов управления;
— максимальную автоматизацию при решении всех задач, объективно возникающих в процессе функционирования органов управления, в том числе задач персонального информационного обеспечения, задач выработки управленческих решений и задач информационного сопряжения взаимодействующих систем.
Одним из активных звеньев технологии управления является человек, причем человек рассматривается как субъект управления и как объект управления.
В соответствии с этим сформулируем требования к технологии управления:
1. Обеспечение разделения труда, выражающееся в конкретизации функциональных обязанностей руководителей и специалистов органов управления;
2. Максимальная формализация всех трудовых процессов, осуществляемых в органах управления, заключается в введении количественных оценок в управленческие процессы, в использовании математических методов в управлении, а также в применении к управленческим системам таких понятий, как устойчивость, надежность и эффективность;
3. Регламентация взаимодействия работников органов управления между собой и средствами автоматизации, которая заключается в создании комплекса правил, предписаний, указаний и ограничений, закрепленных в соответствующих нормативно-методических документах и носящих обязательный характер;
4. Обеспечение психологических совместимостей руководителей и специалистов органов управления со средствами автоматизации;
5. Повышение исполнительской дисциплины работников органов управления.
Главным направлением построения технологии организационного управления, удовлетворяющим перечисленным выше требованиям, является разработка технологий, на индустриальной основе в широким применением вычислительной техники и автоматизации технологических процессов управления.
Чтобы разработать эффективную технологию управления, необходимо решить следующие проблемы:
1. Разработать, утвердить и внедрить стандартные элементы технологии управления;
2. Разработать и внедрить стандартные и методы решения задач всех классов;
3. Максимальная формализация решения всех задач, объективно возникающих в процессе функционирования системы управления;
4. Разработать эффективные средства, методы и способы обеспечения безопасности информации, хранимой и обрабатываемой с использованием ВТ;
5. Разработать нормативно-методические документы, регламентирующие взаимодействие работников органов управления между собой и со средствами автоматизации;
6. Разработать и внедрить типовую методологию построения и проектирования технологии организационного управления и стандартных элементов.
Таким образом, первым шагом построения технологии управления, удовлетворяющей современным требованиям, является структуризация основных процессов управления, т. е. схематизация объектов, процессов или явлений до степени однозначного определения каждого элемента.
Элемент процесса или явления считается структурированным, если он удовлетворяет следующим условиям:
1. Однозначность определения функционального назначения объекта, процесса или явления;
2. Четкость и однозначность общей архитектуры объекта процесса или явления;
3. Простота внутренней организации объекта, процесса или явления в целом, его составных частей и взаимосвязи между ними;
4. Стандартность и унифицированность внутренней структуры элементов их составляющих частей и взаимосвязей между ними;
5. Простота изучения структур и содержания элементов любой их совокупности и взаимосвязей между элементами;
6. Модульность, т. е. автономная организация элементов, позволяющая стандартными способами объединять элементы в сложные структуры, а также заменять любые элементы или совокупность этих элементов;
7. Гибкость, т. е. возможность расширения и реорганизации элементов и их частей без изменения или несущественными изменениями других элементов;
8. Доступность для изучения элементов и их частей специалистами (инперсонификация).
Структуризация основных процессов технологии управления является не только этапом разработки технологии управления, но и сама по себе позволяет в значительной степени повысить эффективность управления за счет рационализации и единой организации управления труда независимо от степени использования в управлении средств автоматизации.
Поэтому под структурированной технологией управления будем понимать управляемую совокупность приемов, правил и методов осуществления всех процессов управления.
Основные критерии построения и рационализации технологии управления:
— выполнение всех процедур управления в полном объеме, своевременно и в строгом соответствии с обоснованными решениями;
— максимально эффективное информационное обеспечение всего процесса управления;
— максимальная автоматизация рутинных, нетворческих процедур технологии управления и информационного обеспечения.
Поэтому рационализацию технологии управления в самом общем виде можно представить последовательностью следующих действий:
1. Определение совокупности процедур собственно управления, подлежащих осуществлению в соответствующем интервале времени;
2. Определение перечня и содержания информации, необходимой для осуществления процедур управления в данном интервале времени;
3. Организация подготовки необходимой информации;
4. Организация и обеспечение осуществления процедур управления.
Структуризация процессов позволяет сама по себе независимо от использования средств автоматизации значительно повысить эффективность управления за счет лучшей ее организации. Поэтому функционирование системы управления в самом общем виде можно представить как разработку планов функционирования управляемых объектов и их реализацию.
Требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем:
— детерминированность элементов;
— динамичность системы;
— наличие в системе управляющего параметра;
— наличие в системе контролирующего параметра;
— наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи.
Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления.
В системах управления детерминированность проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы. Если в организационной структуре управления, например, есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и является лишним в системе управления.
Вторым требованием является динамичность, т. е. способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизменном качественном состоянии.
Любые воздействия среды оказывают возмущающее действие на систему, стремясь нарушить ее. В самой системе также могут появиться возмущения, которые стремятся разрушить ее «изнутри». Например, в организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует по каким-то причинам ряд ответственных работников, плохие условия работы и т. д.
К внешним возмущениям следует отнести указы вышестоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы.
Под воздействием таких внешних и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынужден перестраиваться, приспосабливаться к изменившимся условиям.
С целью обеспечения быстрого перестроения системы в условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения; система должна обладать минимально допустимой инерционностью, чтобы своевременно принимать управленческие решения, в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт упорядочения состояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования структуры управления.
Под управляющим параметром в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально управляемой системе является руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подразделения, воспринимает управляющие сигналы руководства организации, организует их выполнение, несет ответственность за выполнение всех управленческих решений.
При этом руководитель должен обладать необходимой компетенцией, а условия работы — позволять выполнить данное поручение. Следовательно, условие наличия управляющего параметра можно считать выполненным, если, внешнюю информацию воспринимает руководитель организации, который организует работы по выполнению поручения, распределяет задания в соответствии с должностными инструкциями при наличии условий, необходимых для выполнения поручений.
Несоблюдение данного требования, т. е. наличия управляющего параметра, приводит к принятию субъективных управленческих решений и так называемому волевому стилю руководства. Это требует четкой организационной структуры и распределения обязанностей между руководителями подразделений, наличия должностных инструкций и прочих документов, регламентирующих их деятельность.
Следующим, четвертым требованием, предъявленным к системам управления, следует назвать наличие в ней контролирующего параметра, т. е. такого элемента, который постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на любой элемент системы) управляющего воздействия.
Контроль субъекта управления предполагает курирование обработки любого управляющего сигнала, поданного на вход данной системы. Функцию контролирующего параметра в системе управления, как правило, реализует один из сотрудников аппарата управления. Например, подготовку плана важнейших работ курирует главный специалист по экономике. Любые управленческие решения в системе управления должны проходить только через элемент, выполняющий функции контролирующего параметра.
Наличие прямых и обратных связей (пятое требование) в системе обеспечивается четкой регламентацией деятельности аппарата управления по приему и передаче информации при подготовке управленческих решений.
В целом структура процесса управления представлена на рис. 31 (с. 220).
- Н. В. Гришина организация комплексной системы защиты информации введение
- 1. Сущность и задачи комплексной системы защиты информации
- 1.1. Подходы к проектированию систем защиты информации
- 1.2. Понятие комплексной системы защиты информации
- 1.3. Назначение комплексной системы защиты информации
- 1.4. Принципы построения комплексной системы защиты информации
- 1.5. Стратегии защиты информации
- 1.6. Выработка политики безопасности
- 1.7. Основные требования, предъявляемые к комплексной системе защиты информации
- 2. Методологические основы комплексной системы защиты информации
- 2.1. Методология защиты информации как теоретический базис комплексной системы защиты информации
- 2.2. Основные положения теории систем
- 2.3. Общие законы кибернетики
- 2.4. Основы методологии принятия управленческого решения
- 3. Определение состава защищаемой информации
- 3.1. Методика определения состава защищаемой информации
- 3.2. Классификация информации по видам тайны и степеням конфиденциальности
- 3.3. Определение объектов защиты
- 4. Источники, способы и результаты дестабилизирующего воздействия на информацию
- 4.1. Определение источников дестабилизирующего воздействия на информацию
- 4.2. Методика выявления способов воздействия на информацию
- 4.3. Определение причин и условий дестабилизирующего воздействия на информацию
- 5. Каналы и методы несанкционированного доступа к информации
- 5.1. Выявление каналов доступа к информации
- 5.2. Соотношение между каналами и источниками воздействия на информацию
- 5.3. Деловая разведка как канал получения информации
- 5.4. Модель потенциального нарушителя
- 6. Моделирование процессов комплексной системы защиты информации
- 6.1. Понятие модели объекта
- 6.2. Значение моделирования процессов ксзи
- 6.3. Архитектурное построение комплексной системы защиты информации
- 7. Технологическое построение комплексной системы защиты информации
- 7.1. Общее содержание работ
- 7.2. Этапы разработки
- 7.3. Факторы, влияющие на выбор состава ксзи
- 7.4. Модель системы автоматизированного проектирования защиты информации
- 8. Кадровое обеспечение комплексной системы защиты информации
- 8.1. Подбор персонала
- 8.2. Подготовка персонала для работы в новых условиях
- 8.3. Мотивация
- 8.4. Разработка кодекса корпоративного поведения
- 9. Нормативно-методическое обеспечение ксзи
- 9.1. Значение нормативно-методического обеспечения
- 9.2. Состав нормативно-методического обеспечения
- 9.3. Порядок разработки и внедрения документов
- 10. Управление комплексной системой защиты информации
- 10.1. Понятие и цели управления
- 10.2. Планирование деятельности
- 10.3. Контроль деятельности
- 11. Управление комплексной системой защиты информации в условиях чрезвычайных ситуаций
- 11.1. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций
- 11.2. Технология принятия решения в условиях чрезвычайной ситуации
- 11.3. Факторы, влияющие на принятие решения
- 11.4. Подготовка мероприятий на случай возникновения чрезвычайной ситуации
- Заключение
- Библиография