8.3. Мотивация
Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Мотивация, определяющая отношение к деятельности, — это личное побуждение к деятельности, т. е. побуждение, основанное на потребностях личности, ее ценностных ориентациях, интересах. Среди мотивов в первую очередь следует выделить интерес к деятельности, чувство долга, стремление к профессиональному росту. Мотивация на основе интереса связана с удовлетворением стремления к знанию и развитию. Причем существует два аспекта этой мотивации: интерес к деятельности и интерес к самому себе как субъекту, овладевшему этой деятельностью. Продуктивность мотивации, основанной на интересе к деятельности, связана с содержательностью, т. е. той стороной деятельности, которая вызывает наибольший интерес. Мотивация на основе чувства долга связана с потребностью соответствовать требованиям организации, ее нуждам. Особое значение составляют мотивы, основывающиеся на принципе взаимной ответственности и требовательности, характерные для коллективных отношений. Мотивация на основе стремления к профессиональному росту может проявиться когда человек уже достаточно прочно чувствует себя как субъект деятельности. Тогда обостряется желание быстрее достичь некоторых стандартов деятельности или превзойти их.
Напрашивается способ мотивации, связанный со стимулированием или другими словами, мотивация через потребности. Поскольку характер каждого человека — это соединение самых разнообразных черт, то, следовательно, существует огромное число человеческих потребностей, которые, по мнению каждого человека, приводят к удовлетворению его потребностей. Например, потребность в утверждении собственного «я» одного человека можно удовлетворить, признав его лучшим работником отдела, а удовлетворить аналогичную потребность кого-то другого — означает признать лучшим фасоном его одежды, объявив всем, что он одевается лучше других в группе.
По теории Маслоу, все потребности человека можно расположить в виде строго иерархичной структуры. Верхний уровень образует вторичные потребности. К ним относятся потребности в самовыражения, уважения и социальные. А первичные потребности — безопасности, защищенности и физиологические потребности, образуют нижние уровни. Этим он хотел сказать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к той потребности, которая для него является наиболее важной или сильной. Прежде чем потребность следующего Уровня станет решающим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Для того чтобы следующий, более высокий уровень потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять полностью потребности более низкого уровня, т. е., хотя в данный момент одна из потребностей может преобладать, деятельность человека стимулируется не только ею. И хотя для большинства людей их основные потребности располагались приблизительно в том же порядке, как мы рассмотрели, однако бывают исключения.
Перечислим методы удовлетворения потребностей высших уровней.
I. Социальные потребности:
1) давайте сотрудникам такую работу, которая позволяет им общаться;
2) создавайте на рабочих местах дух единой компании;
3) проводите с подчиненными периодические совещания;
4) не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы;
5) создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.
II. Потребности в уважении:
1) предлагайте подчиненным более содержательную работу;
2) обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутым результатом;
3) высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты;
4) привлекайте подчиненных к формулированию целей и выработке решений;
5) делегируйте подчиненным дополнительные права и обязанности;
6) продвигайте подчиненных по карьерной лестнице;
7) обеспечьте обучение и переподготовку, которая, повышает уровень компетентности.
III. Потребности в самовыражении:
1) обеспечивайте подчиненных возможностью для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал;
2) давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую их полной отдачи;
3) поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.
Большое значение для мотивации имеет климат в коллективе. И если все-таки дело дошло до увольнения, очень важно, чтобы работник ушел, не затаив зла. Возможно, необходимо поговорить с ним, выяснить причины ухода и в том случае, если уход связан с конфликтом, чувством неудовлетворенности и т. д., потребовать еще раз разобраться в ситуации, и тем самым, возможно, поправить положение.
- Н. В. Гришина организация комплексной системы защиты информации введение
- 1. Сущность и задачи комплексной системы защиты информации
- 1.1. Подходы к проектированию систем защиты информации
- 1.2. Понятие комплексной системы защиты информации
- 1.3. Назначение комплексной системы защиты информации
- 1.4. Принципы построения комплексной системы защиты информации
- 1.5. Стратегии защиты информации
- 1.6. Выработка политики безопасности
- 1.7. Основные требования, предъявляемые к комплексной системе защиты информации
- 2. Методологические основы комплексной системы защиты информации
- 2.1. Методология защиты информации как теоретический базис комплексной системы защиты информации
- 2.2. Основные положения теории систем
- 2.3. Общие законы кибернетики
- 2.4. Основы методологии принятия управленческого решения
- 3. Определение состава защищаемой информации
- 3.1. Методика определения состава защищаемой информации
- 3.2. Классификация информации по видам тайны и степеням конфиденциальности
- 3.3. Определение объектов защиты
- 4. Источники, способы и результаты дестабилизирующего воздействия на информацию
- 4.1. Определение источников дестабилизирующего воздействия на информацию
- 4.2. Методика выявления способов воздействия на информацию
- 4.3. Определение причин и условий дестабилизирующего воздействия на информацию
- 5. Каналы и методы несанкционированного доступа к информации
- 5.1. Выявление каналов доступа к информации
- 5.2. Соотношение между каналами и источниками воздействия на информацию
- 5.3. Деловая разведка как канал получения информации
- 5.4. Модель потенциального нарушителя
- 6. Моделирование процессов комплексной системы защиты информации
- 6.1. Понятие модели объекта
- 6.2. Значение моделирования процессов ксзи
- 6.3. Архитектурное построение комплексной системы защиты информации
- 7. Технологическое построение комплексной системы защиты информации
- 7.1. Общее содержание работ
- 7.2. Этапы разработки
- 7.3. Факторы, влияющие на выбор состава ксзи
- 7.4. Модель системы автоматизированного проектирования защиты информации
- 8. Кадровое обеспечение комплексной системы защиты информации
- 8.1. Подбор персонала
- 8.2. Подготовка персонала для работы в новых условиях
- 8.3. Мотивация
- 8.4. Разработка кодекса корпоративного поведения
- 9. Нормативно-методическое обеспечение ксзи
- 9.1. Значение нормативно-методического обеспечения
- 9.2. Состав нормативно-методического обеспечения
- 9.3. Порядок разработки и внедрения документов
- 10. Управление комплексной системой защиты информации
- 10.1. Понятие и цели управления
- 10.2. Планирование деятельности
- 10.3. Контроль деятельности
- 11. Управление комплексной системой защиты информации в условиях чрезвычайных ситуаций
- 11.1. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций
- 11.2. Технология принятия решения в условиях чрезвычайной ситуации
- 11.3. Факторы, влияющие на принятие решения
- 11.4. Подготовка мероприятий на случай возникновения чрезвычайной ситуации
- Заключение
- Библиография