logo
Ответы на вопросы по ВУК

10.Три основных пути конкурентной борьбы.

  При любых формах конкуренции главные события борьбы, в соответствии с законом сохранения удовлетворенности, происходят на фоне удовлетворения спроса потребителей. В связи с этим можно выделить три основных пути конкурентной борьбы производителей.  

         Из рисунка   видно, что в самом общем случае закон удовлетворенности характеризуется эволюцией двойственной пары "стоимость-ценность". Рассмотрим особенности проявления этого закона.

1. Конкуренция за счет снижения цен при общем низком качестве продукции.

 Этот путь возможен при ситуации, когда D > S, и предельном ее случае, когда D = S. Этот период наблюдался после окончания Второй мировой войны вплоть до 50-х годов. Рынок потреблял все, что производилось. Массовость такой ситуации характерна также для государств с распределительной системой производства и потребления. Однако и в этих условиях конкурентной борьбы производитель с низким качеством продукции при ее сравнительно высокой стоимости обречен на провал. Поэтому, как это показано на рис. такой бизнес является заведомо плохим. Такое производство в настоящее время является устаревшим.  

2. Конкуренция за счет повышения ценности (качества) D продукта и соответствующей его стоимости S.

По мере насыщения рынка и повышения жизненного уровня населения потребитель становится более разборчивым и готов заплатить большую сто­имость за более ценный продукт. Производитель вынужден повышать ценность D продукта за счет:

- применения новейших технологий и более качественного сырья;

- сужения специализации производства с одновременным расширением ассортимента специализированного продукта;

- повышения качества.

Если фирма традиционно имеет свою нишу на рынке, она увеличивает ценность своей продукции с увеличением ее стоимости (рисунок ). При этом введение новых технологий и совершенствование старых хотя и требует дополнительных инвестиций, но стимулируется повышением требований потребителя, который готов платить больше за более высокое качество продукта.

Влияние характера изменения D и S на удовлетворение потребителя при данном пути конкурентной борьбы можно представить их одновременное увеличение, при сохранении нормы удовлетворенности. Подобный путь конкурентной борьбы был характерен для мировой экономики 60-х годов.

3. Конкуренция за потребителя в условиях насыщенного рынка.

        Этот путь конкурентной борьбы в мировой экономике характерен для периода, начиная с 70-х годов и по настоящее время. Борьба за потребителя в этот период идет не только за счет повышения ценности D продукта, но и за счет одновременного снижения его стоимости с. И пионером этого пути кон­курентной борьбы стала Япония, которая еще в 60-х годах провозгласила: "Высокое качество по низким ценам".