27.«Мозговая атака» («штурм, осада»)
«Мозговая атака» применяются в качестве средства генерирования идей для целей идентификации возможных причин неудач и потенциальных возможностей улучшения качества. «Мозговая атака» была придумана А. Ф. Осборном в США и широко используется при построении причинно-следственных диаграмм Исикавы типа «рыбий скелет» и с другими основными, новыми и комплексными инструментами управления качеством.
Задачей «мозговой атаки» является не допустить исключения из поля зрения возможных причин брака или путей улучшения качества.
«Мозговая атака» длится 1-1,5 часа и включает в себя следующее :
Организатор создает группу из 5—9 человек, знакомых с той областью деятельности, где возникла проблема.
Примечание. Желательно, чтобы в эту группу наряду со специалистами, глубоко знающими проблему, входили специалисты из смежных (близких) областей знаний.
Ясно, но не слишком конкретно (чтобы не сузить область поиска возможных решений) объявляется задача для проведения «мозговой атаки».
На этом этапе целесообразно специалистов, впервые участвующих в «мозговой атаке», ознакомить с основным содержанием и этапами предстоящей работы, рассмотренными ниже.
Полезно обратиться к участникам «мозговой атаки» с просьбой о том, чтобы они при появлении даже, казалось бы, самых бредовых идей незамедлительно и не задумываясь делились ими с участниками «мозговой атаки», так как именно кажущиеся бредовыми идеи (которые не могут прийти в голову специалистам, глубоко знающим проблему) во многих случаях позволяют найти неожиданное и наиболее эффективное решение проблемы.
Все члены группы выступают по очереди и высказывают по одной идее, что позволяет создать обстановку соревнования в процессе работы (возможен вариант, когда кавдый участник в течение 5—15 минут записывает свои предложения на листе бумаги).
По возможности члены группы развивают и дополняют идеи, высказанные другими участниками.
Примечание. На этом этапе не допускается какая-либо критика или простое обсуждение высказанных идей — разрешается только поддержка и углубление высказанных предложений.
Высказанные идеи записывают (например, на специально подготовленных карточках), так, чтобы все их видели.
Процесс выдвижения идей продолжается до тех пор, пока не прекратится их поток.
Высказанные идеи группируются, например, с использованием мнемонического приема 4М... 6М или по другим соображениям.
Все высказанные идеи обсуждаются и рассматриваются для уточнения их формулировок, правильности включения в конкретную группу причин и формирования результатов работы, например, диаграммы Исикавы типа «рыбья кость».
«Мозговой штурм» в отличие от «мозговой атаки» длится 3—4 часа (половина рабочего дня), «мозговая осада» — от одного до нескольких рабочих дней.
- 1.Что такое Всеобщее управление качеством?
- 2. История развития систем управления качеством
- 3.Основные принципы tqm.
- 4.Показатели качества продукции
- 5. Петля качества.
- 6.Цикл Деминга
- 8.Этапы жизненного цикла продукта и правило 10-кратных затрат
- 10.Три основных пути конкурентной борьбы.
- 11.Имидж компании, айсберговый эффект
- 12.Теория вариаций
- 13.Понятие размаха вариации.
- 14.Понятие среднего линейного отклонения.
- 15.Статистические методы контроля качества
- 16.Нормальный закон распределения.
- 17.Функция Лапласа
- 18.Правило трех сигм
- 19.Контрольный листок
- 20.Гистограмма
- 21.Диаграмма разброса
- 22.Диаграмма Парето.
- 23.Расслаивание (стратефикация).
- 24.Диаграмма Исикавы
- 25.Контрольная карта
- 27.«Мозговая атака» («штурм, осада»)
- 28. Диаграмма сродства
- 29. Диаграмма связей
- 30.Древовидная диаграмма
- 31.Матричная диаграмма (таблица качества)
- 32. Стрелочная диаграмма
- 33.Процессный подход согласно стандартов исо 9000
- 34.Кружки качества.
- 35.Qfd (технология развертывания функций качества)
- 36.Профиль качества
- 37.Дом качества
- 38.Структура фаз в методе сфк
- 39.Типы улучшения качества «Кайрио» и «Кайзен»
- 40.Управление процессом по Джурану
- 41.Функции менеджмента качества