logo
Ответы на вопросы по ВУК

28. Диаграмма сродства

Диаграмма сродства — это инструмент, позволяющий выявить основные нарушения процесса (или возможности его улучшения) путем объединения родственных устных данных, собранных в результате «мозговой атаки».

Принцип создания диаграммы сродства и определения основных нарушений процесса с целью принятия мер для их устранения проиллюстрирован на рис.

 Как видно из рис. диаграмма сродства позволяет распределить по нескольким группам (X, У) большое количество (а, Ь, с, d) идей, мнений и интересов, собранных специалистами по конкретней теме (Z).

 При сборе большого количества данных о различных идеях, мнениях и интересах, связанных с одной темой, диаграмма сродства дает возможность организовать информацию в группы на основе естественных связей, существующих между ними. Этот инструмент предназначен для стимуляции творческих способностей и полного вовлечения участников — членов команды. Он более эффективен в небольших группах (5—9 человек), в которых сотрудники привыкли работать вместе.

Диаграмму сродства часто используют для организации идей, возникших в ходе «мозговой атаки».

Примерный порядок построения диаграммы сродства

 При построении диаграммы сродства рекомендуется следующий порядок организации работы :

1. Определите предмет, тему или проблему, которая является основой для сбора данных, в самых широких понятиях, так как излишние подробности могут вызвать предвзятость ответов участников работы. Смутное определение типа: «Какие требования и ожидания покупателей (потребителей) могут быть в отношении продукта?» — не только не вредно, но и полезно, потому что может помочь выявить новые пути

Рис. Принцип построения диаграммы сродства.

 

2. Соберите данные по рассматриваемой проблеме, например, с применением «мозговой атаки». Каждое сообщение членов команды следует регистрировать на отдельной карточке.

 Смешайте карточки и хаотически распределите их на большом столе.

 Сгруппируйте взаимосвязанные карточки следующим образом:

-рассортируйте карточки, которые кажется взаимосвязанными, по нескольким группам;

-ограничьте количество групп (желательно не более 10) при условии, что одна карточка не может составлять всю группу;

-выберите из имеющихся карточек или придумайте карточку с заголовком, который отражает содержание каждой группы;

-поместите такую карточку с заголовком поверх карточек одной группы.

 Перенесите информацию с карточек на бумагу, разбив полученные устные данные на группы.