42. Франчайзинг
Характер отношений между франчайзером и франчайзи в значительной степени зависит от вида франчайзингового соглашения.
В зависимости от уровня эксклюзивности предоставляемых прав франшиза делится на исключительную (эксклюзивное право франчайзи использовать франшизу на определенной территории) или неисключительную, предполагающую возможность конкуренции на определенной территории нескольких франчайзи одной и той же сети и посредственного франчайзера.
В зависимости от содержания франшизы (франчайзингового пакета) выделяются такие виды франчайзинга:
• , производственный;
• товарный;
• сервисный;
• франчайзинг бизнес-формата.
Производственный франчайзинг предполагает передачу франчайзером запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается. В наибольшей степени этот вид франчайзинга представлен в производстве безалкогольных напитков. Практически все предприятия, осуществляющие разлив и упаковку продукции таких известных компаний, как Соса Со1а, Рерзюо и другие, осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга. При этом франчайзер продает франчайзи необходимые для производства концентраты. Франчайзи затем распределяет готовую продукцию среди местных дилеров.Производственный франчайзинг имеет много общих черт с лицензионным соглашением. Однако франчайзи в отличие от лицензиата во взаимоотношениях с потребителями, работая под фирменным наименованием или товарным знаком франчайзера, ассоциируется с ним и является представителем его товаров (услуг).
При товарном франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера товары для их дальнейшей реализации. При этом франчайзером, как правило, выступает крупный производитель, предоставляющий франчайзи право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров, изготовителем которых может быть как сам франчайзер, так и другие компании. Как правило, франчайзер поставляет франчайзи определенный товар в рамках оговоренного ассортимента для продажи по оговоренной технологии. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и использования товарного знака. Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям. В целом, по мнению экспертов, товарный франчайзинг в большей степени выгоден франчайзеру, поскольку обеспечивает продвижение его товарного знака и расширение сети сбыта при минимальных капитальных и текущих затратах. Чаще всего товарный франчайзинг используется в продаже бензина, автомобилей, велосипедов, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров в рознице.
В рамках сервисного франчайзинга франчайзер, кроме передачи оборудования и предоставления права на продажу услуг, осуществляет передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также контролирует все аспекты их применения. Сущность его заключается в том, что франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера. Знакомая всем франчайзинговая система МсДональдс наряду с товарным знаком и технологией приготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов.
Наиболее же перспективным на сегодняшний день видом франчайзинга является франчайзинг бизнес-формата. Здесь франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих аренде торговой марки документов - так называемого brand-bоок, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Во многих случаях, как это, например, происходит в сетях фаст-фуд МакДональдс, франшизные точки обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее.
- 1.Дать определение термина «маркетинг»
- 2.Методи ценообразования
- 3.Сущность маркетинга
- 4. Матрица Бостонской консалтинговой группы
- 5. Этапы развития
- 6. Особенности спроса на промышленном рынке
- 7.Сущность и состав модели маркетинговой среды
- 8.Сущность модели поведения потребителей
- 9.Жизненный цикл товара
- 10.Охарактеризовать общие конкурентные стратегии
- 11. Канали распространения товара
- 12.Принципы маркетинговых исследований
- 13. Swot-анализ
- 14.Суть комплекса маркетинга
- 15.Сущность конкуренции. Основные методы
- 16. Маркетинговые исследования
- 17.Сегментация рынка
- 19.Особенности международного маркетинга
- 20.Основные пути образования новых товаров
- 22.Сущность и маркетинговые стратегия последователя
- 23.Анализ рынка
- 24.Конкурентыне стратегии
- 25.Анализ предприятия
- 26.Номенклатура и ассортимент продукции
- 27.Целевые рынки
- 28. Стратегии захвата рынка
- 29.Сегментация,сегмент
- 30. Модель Портера
- 31. Позиционирование
- 32.Рыночные лидеры сущность
- 33.Наступительная и оборонная стретегия
- 34. Матрица Портера
- 35.Канали распределения товара
- 36.Мс Кинсей
- 37.Стимулирование сбыта
- 38.Службы маркетинга
- 39.Функции и виды рекламы
- 40.Сущность и роль ценовой политики
- 41.Сущность ,задания рекламы
- 42. Франчайзинг