Маркетинг библиотечной деятельности.
Термин появился в начале 20 века как комплекса действий предприятия по сбыту продукции. С 1950-х годов маркетинг стал ориентировать производителя на потребителя, за счет стимулирование покупок, в том числе психологическими подходами. С 1970-х гг. начинается формирование маркетинга ка системы управления организаций.
Маркетинг – система управления с ориентацией на запрос потребителя и воздействия на внешнюю среду и её элементы.
Маркетинг – вид человеческой деятельности направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Маркетинг – это ответ на вопросы: что продовать?, когда?, где?, почему?, почем?, кому?
Библиотечный маркетинг впервые появился в практике зарубежных библиотек в нач. 1980-хгг.ь В России появился в нач. 90-х.
Библиотечный маркетинг – технология управления ориентированное на максимальное удовлетворение нужд и потребностей реальных и потенциальных пользователей услуг и продукций библиотек.
Он направлен ан совершенствование работы библиотеки, на приспособление их деятельности изменениям потребности населения на формирование и активизацию спроса на библиотечные услуги.
Цели библиотечного маркетинга:
-
Максимальное удовлетворение нужд и потребностей пользователя в библиотеках;
-
Развитие перспективного спроса
-
Вовлечение в обслуживание новых пользователей;
-
Формирование и поддержание положительного имиджа библиотеки.
Принципы:
- отсутствие стремления к финансовой выгоде.
Комплексный подход к проблемам
- обратная связь с пользователем.
- соблюдение морально-этических норм.
Функции библиотечного маркетинга
-
Аналитическая (исследование и анализ социально-экономического профиля обслуживания, численность и состав населения, их потребности и т.д.)
-
Управленческая (планирование услуг и продукции их цели и сбыт)
Этапы библиотечного маркетинга.
-
Определение миссии, целей и задач библиотеки, т.е. главная цель ради которой библиотека существует в конкретный период.
-
Организационная поддержка учредителей.
-
Принятие идеи сотрудниками.
-
Наличие специалистов с необходимым уровнем подготовки.
-
Сбор внутрен. ивнебиблиотечной информации.
-
Анализ окружения библиотеки её сильных и слабых сторон.
-
Сегментация пользователей. (Разделить на уровни группы пользователей реальных и потенциальных (по разным признакам)
-
Уточнение первоначальных целей и задач.
-
Планирование мероприятий. (Комплекс мероприятий по привлечению потенциальных, выявленных читателей)
-
Реклама и пиар (PR).
-
Реализация. (Составление проекта)
-
Оценка и контроль. Должны быть текущий и конечный.
-
Содержание
- Библиотечный менеджмент: основные понятия и категории.
- Система государственного управления библиотечным делом.
- Общественное управление библиотечным делом.
- Система управления библиотекой.
- Система менеджмента качества в библиотеке.
- Трудовые ресурсы.
- Методическая деятельность библиотек: направления, функции.
- Формы методической деятельности библиотек.
- Библиотечная статистика. Учет работы библиотеки.
- Отчетность библиотек.
- Планирование библиотечной деятельности.
- Библиотечные продукты и услуги.
- Маркетинг библиотечной деятельности.
- Маркетинговые исследования в библиотеках.
- Pr библиотек.
- Финансирование библиотек. Бюджетное финансирование.