logo
экономика сокр

Маркетинг библиотечной деятельности.

Термин появился в начале 20 века как комплекса действий предприятия по сбыту продукции. С 1950-х годов маркетинг стал ориентировать производителя на потребителя, за счет стимулирование покупок, в том числе психологическими подходами. С 1970-х гг. начинается формирование маркетинга ка системы управления организаций.

Маркетинг – система управления с ориентацией на запрос потребителя и воздействия на внешнюю среду и её элементы.

Маркетинг – вид человеческой деятельности направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Маркетинг – это ответ на вопросы: что продовать?, когда?, где?, почему?, почем?, кому?

Библиотечный маркетинг впервые появился в практике зарубежных библиотек в нач. 1980-хгг.ь В России появился в нач. 90-х.

Библиотечный маркетинг – технология управления ориентированное на максимальное удовлетворение нужд и потребностей реальных и потенциальных пользователей услуг и продукций библиотек.

Он направлен ан совершенствование работы библиотеки, на приспособление их деятельности изменениям потребности населения на формирование и активизацию спроса на библиотечные услуги.

Цели библиотечного маркетинга:

  1. Максимальное удовлетворение нужд и потребностей пользователя в библиотеках;

  2. Развитие перспективного спроса

  3. Вовлечение в обслуживание новых пользователей;

  4. Формирование и поддержание положительного имиджа библиотеки.

Принципы:

- отсутствие стремления к финансовой выгоде.

Комплексный подход к проблемам

- обратная связь с пользователем.

- соблюдение морально-этических норм.

Функции библиотечного маркетинга

  1. Аналитическая (исследование и анализ социально-экономического профиля обслуживания, численность и состав населения, их потребности и т.д.)

  2. Управленческая (планирование услуг и продукции их цели и сбыт)

Этапы библиотечного маркетинга.

  1. Определение миссии, целей и задач библиотеки, т.е. главная цель ради которой библиотека существует в конкретный период.

  2. Организационная поддержка учредителей.

  3. Принятие идеи сотрудниками.

  4. Наличие специалистов с необходимым уровнем подготовки.

  5. Сбор внутрен. ивнебиблиотечной информации.

  6. Анализ окружения библиотеки её сильных и слабых сторон.

  7. Сегментация пользователей. (Разделить на уровни группы пользователей реальных и потенциальных (по разным признакам)

  8. Уточнение первоначальных целей и задач.

  9. Планирование мероприятий. (Комплекс мероприятий по привлечению потенциальных, выявленных читателей)

  10. Реклама и пиар (PR).

  11. Реализация. (Составление проекта)

  12. Оценка и контроль. Должны быть текущий и конечный.