logo
экономика сокр

Финансирование библиотек. Бюджетное финансирование.

Финансовые ресурсы библиотек – это совокупность всех видов поступлений и накопленных денежных средств. Их назначение – воспроизводство материальных условий и трудовых ресурсов библиотек с целью сохранения непрерывности и возобновляемости библиотечного процесса.

Финансовые средства библиотек разнообразны по назначению и источникам поступления и складываются из бюджетных и внебюджетных средств, которые в целом составляют консолидированный бюджет библиотеки.

Помимо бюджетных средств, финансовые ресурсы библиотек пополняются за счет альтернативных (внебюджетных) источников, которые сегодня могут включать:

В целом объемы внебюджетных средств в публичные библиотеки незначительны, около 10-12 % от бюджета библиотеки.

Порядок поступления бюджетных средств в библиотеку должен регулироваться нормативами, установленными «Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» (1995). Величина нормативов регулируется соответствующими правовыми актами субъектов РФ.

Бюджетные ассигнования и другие поступления от учредителя:

Косвенное бюджетное финансирование:

Внебюджетные средства:

Исходными данными для определения норматива фонда заработной платы служат производственные программы библиотеки и её подразделений, а также трудоемкость выполнения технологических процессов.

Организация использования средств бюджетного финансирования осуществляется путем составления сметы доходов и расходов библиотеки, которая является её основным плановым финансовым документов (библиотеки, входящие в состав ЦБС, отдельной сметы не составляют, расходы на содержание предусматриваются в единой смете ЦБС).

Ассигнования в зависимости от целевого назначения распределяются по статьям сметы, среды которых наиболее важными являются следующие:

Библиотека, являющаяся самостоятельным учреждением, имеет собственные банковские расчетные счета, на которые ей переводятся бюджетные средства.

Руководитель библиотеки (юридическая лицо) имеет право расходовать финансовые средства, отпущенные по смете, заключать договоры с физическими и юридическими лицами (организациями, предприятиями на предоставление услуг, закупку продукции. Библиотека, находящаяся в структуре другого учреждения или организации, содержаться на бюджетные средства, выделяемые в смете данного учреждения по ведомственным нормативам, и отчитывается о расходовании средств перед руководителем учреждения.

К основной смете доходов и расходов дополнительно составляются о расходовании средств перед руководителем учреждения.

К основной смете доходов и расходов дополнительно составляются сметы на формирование и использование фонда оплаты труда (ФОТ) и фонда производственного и социального развития.

Основным источником формирования финансовых ресурсов общедоступных муниципальных библиотек в современных условиях являются средства, полученные от учредителя органов местного самоуправления (ОМС) в виде бюджетных ассигнований (ФЗ «О библиотечном деле», ст. 10). В связи с тем, что в современный переходный период организационные формы муниципальных библиотек меняются, происходит изменение системы их финансирования. Так, сохраняющиеся традиционные ЦБС обеспечиваются из централизованного районного бюджета; самостоятельные муниципальные библиотеки МО, добровольно объединившиеся на договорной основе в ЦБС, содержатся из бюджета своих ОМС; финансирование библиотеки, обслуживающей жителей не только своего МО, может осуществляться по договору с долевым участием ряда собственников. Существует также практика финансирования центральных библиотек из областного бюджета.

  1. Внебюджетные источники финансирования библиотек.

Так, начиная с 1990-х гг., российскими библиотеками постепенно осваивается многоканальная система альтернативных (внебюджетных) источников поступления финансовых ресурсов в библиотеки, которая сегодня может включать:

* доходы от платных форм обслуживания;

* доходы от собственной предпринимательской деятельности;

* платежи за оказание услуг организациям по договорам;

* добровольные пожертвования;

* целевые программы финансирования из бюджетов разных уровней;

* штрафы и компенсации за нанесенный библиотеке ущерб.

2.1 Фандрейзинг - внебюджетное финансирование библиотек

Фандрайзинг -- это целенаправленный систематический поиск средств для осуществления социально значимых проектов и поддержки социально значимых институтов. Фандрайзинг -- это целый комплекс мер, предназначенных для обеспечения нормального функционирования организации, предполагающий анализ внешней и внутренней среды, оценку предстоящих затрат, поиск потенциальных доноров, выбор методов воздействия на доноров, конкретизацию ресурсов и каналов их поступлений и пр. Пионерами фандрайзинга в нашей стране были некоммерческие, негосударственные организации (НКО, НГО), составляющие т.н. «третий сектор». Силами сотрудников этих НКО и силами консультационно-методических ресурсных центров, призванных помочь некоммерческим организациям правильно организовать свою деятельность, было создано множество различных методик по привлечению внебюджетных источников финансирования.

Библиотеки как государственные учреждения могут рассматриваться в качестве более надежных и ответственных грантополучателей, финансовая деятельность которых строго контролируется государственными органами. Деятельность библиотеки по расходованию грантовых средств более проверяема и прозрачна, чем деятельность небольшой частной фирмы. Грантодатель может быть более уверенным в том, что вовремя получит все необходимые программные и финансовые отчеты, а содержащиеся в них цифры и факты будут максимально соответствовать действительности.

В фандрайзинговой стратегии должны быть учтены все возможные каналы и разнообразные формы благотворительной помощи, различные средства воздействия на потенциального благотворителя.

Основными источниками благотворительных пожертвований в мире на сегодняшний день являются частные лица, коммерческий сектор (биржи и банки, компании, частные фирмы и пр.) и благотворительные фонды -- организации-посредники, распределяющие финансовые средства на конкурсной основе.

Коммерческие фирмы также могут являться хорошим источником поддержки библиотечных инициатив, хотя нужно учесть, что для них более привычно спонсорство, нежели благотворительная помощь. Это определяется тем, что они более чем другие, заинтересованы в получении выгоды от собственных вложений. Для коммерческих фирм важны такие моменты, как: получение налоговых льгот, прямая или косвенная реклама собственной деятельности, забота о формировании положительного имиджа, демонстрация финансовой состоятельности, снижение агрессии по отношению к фирме со стороны общественности,

Третьим источником финансирования научных исследований, культурных и информационных проектов являются фонды, которые занимаются предоставлением невозвратных целевых средств (грантов), распределяя их на конкурсной основе среди грантозаявителей.

Библиотека должна стараться по возможности привлекать благотворительную помощь в любой форме: безвозмездную передачу материальных ценностей и имущественных прав (дары/пожертвования); предоставление невозвратных целевых финансовых средств (гранты); передачу на льготных условиях объектов собственности (оборудования, интеллектуальной продукции); публичные акции по сбору средств (благотворительные выставки, аукционы/распродажи, концерты, издательские проекты и пр.); добровольный безвозмездный труд (волонтерство); комплексную организационно-финансовую поддержку и защиту интересов (попечительство/патронаж) и др.

Практические задания.

  1. Анализ методического пособия.

  2. Анализ отчетов библиотеки.

  3. Анализ плана библиотеки

  4. Анализ рекламы библиотечного информационного продукта.

39