logo
экономика сокр

Планирование библиотечной деятельности.

Планирование — это функция субъекта управления по определению объективно обусловленных пропорций и объемов развития и функционирования объектов управ­ления. Планирование библиотечной деятельности — это научное определение целей ее развития, задач и средств их реализации и показателей развития на определенный период.

Планирование занимает центральное место в системе управления, определяя основные направления работы биб­лиотеки на текущий период и на перспективу, что обеспечи­вает единство деятельности. В задачи управления входит сбалансирование планов, корректировка и согласование между собой планов структурных подразделений, направ­ленные на координацию их деятельности по выполнению стоящих перед библиотекой задач.

В реализации функции планирования руководитель биб­лиотеки испытывает необходимость в овладении современ­ными методами планирования: аналитическим, норматив­ным, программно-целевым, балансовым, сетевым.

Аналитический метод (метод экстраполяции) за­ключается в перенесении (экстраполяции) на планируемый период тенденций и закономерностей, выявленных в ре­зультате анализа предшествующего периода работы. При­менение этого метода предполагает наличие исчерпываю­щей информации о деятельности библиотеки и анализ этой информации. Источниками анализа служат данные опера­тивного, статистического и бухгалтерского учетов. Анали­тический метод не является универсальным, так как его возможности достаточно ограничены. Данный метод ори­ентирован на рост количественных показателей деятель­ности библиотеки, и в меньшей степени — на улучшение качества работы.

Нормативный метод заключается в обосновании пла­на нормами и нормативами. Эффективность данного мето­да определяется наличием нормативной базы, которая включает в себя четко определенную систему нормируемых показателей, их классификацию, методику определения и расчета количественных значений, систематический пере­смотр действующих норм и нормативов. Нормативный ме­тод имеет, однако, свои границы применения, так как его целью является стремление к преодолению различий и неравномерностей в деятельности библиотек, и поэтому нор­мы носят усредненный характер, что не позволяет учиты­вать специфику конкретных библиотек.

Программно-целевой метод основан на следующих принципах: строгая целевая (программная) направлен­ность планирования, многовариантность выбора плановых решений, оперативность в процессе разработки показате­лей плана. Любое планирование направлено на достиже­ние целей управления с помощью минимальных затрат. Данная методика заключается в последовательном распи­сывании (декомпозиции) главных задач на подзадачи, ре­шение которых необходимо для достижения поставленной цели, подзадач — на действия и т. д. Этот метод дает воз­можность комплексного планирования, учета и координа­ции деятельности библиотеки и может быть представлен графически в виде «дерева целей».

Балансовый метод связан с программно-целевым и нормативным методами, так как осуществление любой целевой программы предполагает обоснование возможно­сти ее реализации посредством координации и взаимного согласования имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов с требуемыми материальными, финан­совыми и трудовыми затратами. В практике управления библиотеками наиболее часто используется составление стоимостных балансов — сметы доходов и расходов.

Метод сетевого планирования предполагает расчлене­ние всей планируемой работы на операции, из которых она складывается, и составление полного перечня этих опера­ций с указанием сроков и ответственных за их выполнение.

Каждый метод планирования обладает определенными преимуществами, но не является единственно верным. На разных этапах планирования могут использоваться раз­личные методы: аналитический — на этапе прогнозирова­ния, целевой — на этапе разработки целей на планируемый период, нормативный — при определении системы показа­телей, балансовый и сетевой — при обосновании плана и контроля за его выполнением. Наиболее эффективно соче­тание различных методов, их единство и систематическое применение.

Текущее планирование стало частью перспективного, и крупные библиотеки составляют планы-прогнозы. Но­вым направлением плановой работы становится разработ­ка стратегических планов и комплексных планов социаль­но-экономического развития библиотек и их коллективов, бизнес-планов и планов маркетинговой деятельности.

  1. Библиотека в системе социально-культурного проектирования.

Проект – разовое явление, которое включает в себя последовательность взаимосвязанных действий, предпринимаемых в ограниченный период времени и нацеленный на достижение определенного результата.

Программа – комплекс взаимосвязанных по ресурсам исполнителей и срокам существования различных мероприятий.

Программа – группа проектов.

Проектная деятельность библиотек отличительная характеристика деятельности библиотеки.

Особенности проектной деятельности в отличии от планов работы, где действия и мероприятия ежегодно повторяются, в проекте вся деятельность однократна.

В библиотечном деле осознана важность проектов, которая позволяет осваивать новые технологии, эффективно использовать ресурсы и т.д.

Проектная деятельность позволяет библиотеке постоянно развиваться. Необходимость реформирования и изменения библиотеки. Библиотека решает сложные технологические сложные задачи.

Есть разработанная методика по составлению проектов.

Все проекты делятся на классы.

Существуют различные классификации по различным признакам:

По срокам решения проблем и желанию исполнения:

По масштабам:

Мега проект – целевая программа развития культуры различного уровня, они как правило содержат несколько взаимосвязанных проектов, т.к. принимают участие все учреждения социально-культурной цели.

Мега проекты формируются и поддерживаются на высших уровнях управления:

- Международный уровень

- Государственный (федеральный) уровень

- Региональный уровень.

Федеральная программа «Либнет», Программа «Информация для всех», «Национальная программа поддержки и развития чтения», Программа «Пушкинская библиотека».

Мультипроект – они как правило применяются на уровне района или города. Они могут носить библиотечный характер или могут быть совместной программой. (например, экологическое воспитание N-ского района).

Монопроекты – создаются и осуществляются на уровне одной библиотеке. В них четко обозначен круг задач, они просты, имеют небольшие ресурсы, небольшой по времени срок (от несколько месяцев до 1 года). Большая их часть реализуются и проектируется к камим-то событиям.

Такие проекты, которые используются в библиотеке… выделяется ряд новых видов проектов:

Пилотный проект (пробный) – проек, реализуюшийся сначала в одной библиотеке (районе), а потом может распространиться на все библиотеки и регионы.

Информационные проекты – реализуется введением новых технологий, автомтизации, создание и кооперация информац. Ресурсов.

Организационный проект – направлен на создание и реорганизацию библиотек, такие … организации крупных совместных выставок и т.д.

Социальные проекты, которые направлены на социально незащищенных слоев населения.

Культурно-досуговый проект, проведение свободного времени библиотеки.

Технология разработки проекта.

Жизненный цикл проекта – ряд последовательных ступеней развития проекта.

Жизненный цикл проекта делиться на фазы:

  1. Разработка идеи (концепции). Проводиться анализ проблемы и определение целей и задач. (формирование идеи проекта, которая формулируется, как конечная цель проекта и пути достижения этой цели. Идея должна быть реальной и конкретной, четкой, логичной, быть интересна населению и соответствовать миссии библиотеки. Проектная деятельность всегда направлена на решение какой-либо ситуации, как правило проблемной, поэтому необходимо предварительное обоснование проекта. Данное обоснование с помощью различных методов. Полученные результаты оформляются в виде резюме. В резюме включается: цель проекта; основные особенности проекта; организационные и финансовые проблемы, которые могут возникнуть.

2. Разработка проекта. Планирование проекта в виде последовательных действий ведущих к достижению целей. На этом этапе снова проводиться проектный анализ, цель которого определить результативность и ценность проекта. Этот анализ включает в себя: - определение масштабов проекта; 1.Технический анализ- срок реализации; - срок реализации ресурсов; - график реализации. 2.Коммерческий анализ (если внедряются платные услуги): - стоимость услуги. 3.Социальный анализ: - определение значения проекта для удовлетворения потребностей пользователя и ожидаемые последствия социального характера. 4. Организационный анализ: - кто еще будет принимать участие в организации проекта, и сильные и слабые стороны участников. Непосредственное планирование (четкое определение последовательности этапов). Составление бюджета

3.Фаза. Реализация проекта. Здесь должны быть предусмотрены формы контроля за реализацией проекта: текущий отчет; _ обсуждения.

4.Фаза. Завершение проекта. Должно происходить достижение результата и оценка эффективности этого проекта.