Планирование библиотечной деятельности.
Планирование — это функция субъекта управления по определению объективно обусловленных пропорций и объемов развития и функционирования объектов управления. Планирование библиотечной деятельности — это научное определение целей ее развития, задач и средств их реализации и показателей развития на определенный период.
Планирование занимает центральное место в системе управления, определяя основные направления работы библиотеки на текущий период и на перспективу, что обеспечивает единство деятельности. В задачи управления входит сбалансирование планов, корректировка и согласование между собой планов структурных подразделений, направленные на координацию их деятельности по выполнению стоящих перед библиотекой задач.
В реализации функции планирования руководитель библиотеки испытывает необходимость в овладении современными методами планирования: аналитическим, нормативным, программно-целевым, балансовым, сетевым.
Аналитический метод (метод экстраполяции) заключается в перенесении (экстраполяции) на планируемый период тенденций и закономерностей, выявленных в результате анализа предшествующего периода работы. Применение этого метода предполагает наличие исчерпывающей информации о деятельности библиотеки и анализ этой информации. Источниками анализа служат данные оперативного, статистического и бухгалтерского учетов. Аналитический метод не является универсальным, так как его возможности достаточно ограничены. Данный метод ориентирован на рост количественных показателей деятельности библиотеки, и в меньшей степени — на улучшение качества работы.
Нормативный метод заключается в обосновании плана нормами и нормативами. Эффективность данного метода определяется наличием нормативной базы, которая включает в себя четко определенную систему нормируемых показателей, их классификацию, методику определения и расчета количественных значений, систематический пересмотр действующих норм и нормативов. Нормативный метод имеет, однако, свои границы применения, так как его целью является стремление к преодолению различий и неравномерностей в деятельности библиотек, и поэтому нормы носят усредненный характер, что не позволяет учитывать специфику конкретных библиотек.
Программно-целевой метод основан на следующих принципах: строгая целевая (программная) направленность планирования, многовариантность выбора плановых решений, оперативность в процессе разработки показателей плана. Любое планирование направлено на достижение целей управления с помощью минимальных затрат. Данная методика заключается в последовательном расписывании (декомпозиции) главных задач на подзадачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели, подзадач — на действия и т. д. Этот метод дает возможность комплексного планирования, учета и координации деятельности библиотеки и может быть представлен графически в виде «дерева целей».
Балансовый метод связан с программно-целевым и нормативным методами, так как осуществление любой целевой программы предполагает обоснование возможности ее реализации посредством координации и взаимного согласования имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов с требуемыми материальными, финансовыми и трудовыми затратами. В практике управления библиотеками наиболее часто используется составление стоимостных балансов — сметы доходов и расходов.
Метод сетевого планирования предполагает расчленение всей планируемой работы на операции, из которых она складывается, и составление полного перечня этих операций с указанием сроков и ответственных за их выполнение.
Каждый метод планирования обладает определенными преимуществами, но не является единственно верным. На разных этапах планирования могут использоваться различные методы: аналитический — на этапе прогнозирования, целевой — на этапе разработки целей на планируемый период, нормативный — при определении системы показателей, балансовый и сетевой — при обосновании плана и контроля за его выполнением. Наиболее эффективно сочетание различных методов, их единство и систематическое применение.
Текущее планирование стало частью перспективного, и крупные библиотеки составляют планы-прогнозы. Новым направлением плановой работы становится разработка стратегических планов и комплексных планов социально-экономического развития библиотек и их коллективов, бизнес-планов и планов маркетинговой деятельности.
-
Библиотека в системе социально-культурного проектирования.
Проект – разовое явление, которое включает в себя последовательность взаимосвязанных действий, предпринимаемых в ограниченный период времени и нацеленный на достижение определенного результата.
Программа – комплекс взаимосвязанных по ресурсам исполнителей и срокам существования различных мероприятий.
Программа – группа проектов.
Проектная деятельность библиотек отличительная характеристика деятельности библиотеки.
Особенности проектной деятельности в отличии от планов работы, где действия и мероприятия ежегодно повторяются, в проекте вся деятельность однократна.
В библиотечном деле осознана важность проектов, которая позволяет осваивать новые технологии, эффективно использовать ресурсы и т.д.
Проектная деятельность позволяет библиотеке постоянно развиваться. Необходимость реформирования и изменения библиотеки. Библиотека решает сложные технологические сложные задачи.
Есть разработанная методика по составлению проектов.
Все проекты делятся на классы.
Существуют различные классификации по различным признакам:
-
Научные проекты
-
Производственно-технологические проекты
-
Организационные проекты.
По срокам решения проблем и желанию исполнения:
-
Краткосрочные до 1 года.
-
Среднесрочные 1-5 лет
-
Долгосрочные от 5-15 и более лет.
По масштабам:
-
Мегапроекты
-
Мультипроекты
-
Монопроекты
Мега проект – целевая программа развития культуры различного уровня, они как правило содержат несколько взаимосвязанных проектов, т.к. принимают участие все учреждения социально-культурной цели.
Мега проекты формируются и поддерживаются на высших уровнях управления:
- Международный уровень
- Государственный (федеральный) уровень
- Региональный уровень.
Федеральная программа «Либнет», Программа «Информация для всех», «Национальная программа поддержки и развития чтения», Программа «Пушкинская библиотека».
Мультипроект – они как правило применяются на уровне района или города. Они могут носить библиотечный характер или могут быть совместной программой. (например, экологическое воспитание N-ского района).
Монопроекты – создаются и осуществляются на уровне одной библиотеке. В них четко обозначен круг задач, они просты, имеют небольшие ресурсы, небольшой по времени срок (от несколько месяцев до 1 года). Большая их часть реализуются и проектируется к камим-то событиям.
Такие проекты, которые используются в библиотеке… выделяется ряд новых видов проектов:
Пилотный проект (пробный) – проек, реализуюшийся сначала в одной библиотеке (районе), а потом может распространиться на все библиотеки и регионы.
Информационные проекты – реализуется введением новых технологий, автомтизации, создание и кооперация информац. Ресурсов.
Организационный проект – направлен на создание и реорганизацию библиотек, такие … организации крупных совместных выставок и т.д.
Социальные проекты, которые направлены на социально незащищенных слоев населения.
Культурно-досуговый проект, проведение свободного времени библиотеки.
Технология разработки проекта.
Жизненный цикл проекта – ряд последовательных ступеней развития проекта.
Жизненный цикл проекта делиться на фазы:
-
Разработка идеи (концепции). Проводиться анализ проблемы и определение целей и задач. (формирование идеи проекта, которая формулируется, как конечная цель проекта и пути достижения этой цели. Идея должна быть реальной и конкретной, четкой, логичной, быть интересна населению и соответствовать миссии библиотеки. Проектная деятельность всегда направлена на решение какой-либо ситуации, как правило проблемной, поэтому необходимо предварительное обоснование проекта. Данное обоснование с помощью различных методов. Полученные результаты оформляются в виде резюме. В резюме включается: цель проекта; основные особенности проекта; организационные и финансовые проблемы, которые могут возникнуть.
2. Разработка проекта. Планирование проекта в виде последовательных действий ведущих к достижению целей. На этом этапе снова проводиться проектный анализ, цель которого определить результативность и ценность проекта. Этот анализ включает в себя: - определение масштабов проекта; 1.Технический анализ- срок реализации; - срок реализации ресурсов; - график реализации. 2.Коммерческий анализ (если внедряются платные услуги): - стоимость услуги. 3.Социальный анализ: - определение значения проекта для удовлетворения потребностей пользователя и ожидаемые последствия социального характера. 4. Организационный анализ: - кто еще будет принимать участие в организации проекта, и сильные и слабые стороны участников. Непосредственное планирование (четкое определение последовательности этапов). Составление бюджета
3.Фаза. Реализация проекта. Здесь должны быть предусмотрены формы контроля за реализацией проекта: текущий отчет; _ обсуждения.
4.Фаза. Завершение проекта. Должно происходить достижение результата и оценка эффективности этого проекта.
- Библиотечный менеджмент: основные понятия и категории.
- Система государственного управления библиотечным делом.
- Общественное управление библиотечным делом.
- Система управления библиотекой.
- Система менеджмента качества в библиотеке.
- Трудовые ресурсы.
- Методическая деятельность библиотек: направления, функции.
- Формы методической деятельности библиотек.
- Библиотечная статистика. Учет работы библиотеки.
- Отчетность библиотек.
- Планирование библиотечной деятельности.
- Библиотечные продукты и услуги.
- Маркетинг библиотечной деятельности.
- Маркетинговые исследования в библиотеках.
- Pr библиотек.
- Финансирование библиотек. Бюджетное финансирование.