Библиотечная статистика. Учет работы библиотеки.
Библиотечная статистика (БС) не является самостоятельной научной дисциплиной, она входит в статистику культуры, которая в свою очередь, является отраслью социально-экономической статистики. БС является отраслевой дисциплиной, имеющей конкретный предмет исследования и собственную систему показателей для его характеристики.
Обычно понятие «библиотечная статистика» употребляется в трех значениях:
- практическая деятельность по сбору и обработке специальными статистическими методами количественных данных о библиотечных явлениях и процессах;
- совокупность итоговых показателей, собранных для характеристики какого-либо явления или процесса библиотечной деятельности;
- научная дисциплина, изучающая закономерности количественных отношений в библиотечных процессах, разрабатывающая методы количественного анализа, систему показателей и т.д.
Задачами библиотечной статистики как практической и научной деятельности являются:
- разработка системы числовых показателей, методы учета работы библиотек и её оценки, методов расчета показателей;
- обеспечение наблюдения и контроля за библиотечной деятельность. С целью выявления возможных проблем развития;
- анализ фактических данных для прогнозирования развития тех или иных ситуаций.
Статистика, оперируя числами, позволяет выявлять типичное, характерное, закономерное. В зависимости от вида изучаемой статистической совокупности выделяются разделы БС: статистика библиотечной сети, статистика обслуживания читателей и пользователей, статистика библиотечных фондов, статистика библиотечных кадров.
Учет данных, относящихся к различным статистическим совокупностям, осуществляется на основе ГОСТа 7.20.-2000 «Библиотечная статистика».
Статистика библиотечной сети изучает численность библиотек, динамику их развития и группировку по различным признакам.
Статистика обслуживания читателей и пользователей в качестве пользователя «физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки (читатель, посетитель мероприятий, абонент).
Статистика библиотечных фондов позволяет определить численность документов, содержащихся в библиотеках, их движение и распределение по различным признакам.
Статистика библиотечных кадров изучает численность работников, их группировку по квалификации и образовательному цензу, возрасту, стажу работы, распределение по видам библиотек. Этот раздел статистики очень важен для планирования подготовки кадров и повышения их квалификации.
В библиотеках существуют три вида учета — оперативный, статистический и бухгалтерский.
Оперативный (первичный) учет заключается в постоянной, непрерывной регистрации всех фактов библиотечной деятельности и осуществляется в натуральных единицах (количество читателей, посещений, выданных, прибывших, списанных книг и т. д.). Формы первичных учетных документов регламентированы ГОСТ 7.35—81 «Библиотечная документация. Первичные учетные документы. Требования к оформлению бланков». Все структурные подразделения библиотеки в соответствии с направлениями своей работы ведут первичный учет согласно перечню показателей работы, подлежащих обязательному учету. Данные первичного учета периодически суммируются в заданных интервалах (месяц, квартал, год).
Бухгалтерский (финансовый учет) – сплошная, документальная регистрация движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов библиотеки. Этот учет имеет стоимостное выражение, и его данные используются при экономическом анализе работы библиотеки.
Данные бухучета предназначены, в первую очередь для руководства библиотеки и его учредителя.
Статистический учет заключается в получении, группировке и обобщении данных о состоянии деятельности библиотеки (осуществляется на основе государственной отчетности или статистических исследований). Показатели библиотечной статистики — это количественные характеристики того или иного явления или процесса библиотечной деятельности и выражаются они в абсолютных, относительных и средних величинах.
Абсолютные величины — это число читателей, книговыдач, посещений, мероприятий массовой работы (выставок, читательских конференций, обзоров и др.), библиографических справок, поступивших изданий и т. д. за определенный период времени (месяц, квартал, год). Все сведения берут из форм оперативного учета.
Средние величины — это общая или сводная характеристика нескольких или многих однородных величин. Например, средняя дневная посещаемость (Пд) — среднее количество посещений абонемента или читального зала в день. Рассчитывается она путем деления числа посещений за год (Пг) на число рабочих дней в году (Д) — Пд = Пг: Д.
Относительные величины — это отношение одной сравниваемой величины к другой. Величину, с которой сравнивают, называют базой сравнения. Относительные показатели бывают трех видов: динамики, структуры и интенсивности.
Показатели структуры — это относительные величины, определяющие состав статистической совокупности. Относительные величины структуры рассчитываются путем деления части на целое и выражаются обычно в процентах, что показывает удельный вес ее части. Сумма относительных показателей структуры какой-либо совокупности всегда равна 1,0 (в коэффициентах) или 100 (в %). В библиотеках рассчитывается структура библиотечного фонда и структура книговыдачи.
Показатели динамики и структуры могут быть изображены графически. Для этого используются столбиковые (гистограммы), линейные и секторные диаграммы.
Показатели интенсивности — это относительные величины, измеряющие соотношение двух различных по содержанию, но взаимосвязанных показателей.
Читаемость (Ч) — отношение книговыдачи (В) к числу читателей (А) — характеризует интенсивность чтения (Ч = В : А).
Посещаемость (Пос) — среднее число посещений (П), приходящихся на одного читателя (А), характеризует активность посещения читателями библиотеки (Пос = П : А).
Обращаемость книжного фонда (Об) — отношение книговыдачи (В) к объему фонда (Ф) — характеризует степень использования книжного фонда (Об = В : Ф).
Книгообеспеченность (К) — среднее число книг, приходящееся на одного читателя, — характеризует величину книжного фонда на конец года (Ф) в отношении к числу читателей (А), то есть его достаточность (К = Ф: А).
Коэффициент использования фонда — это соответствие фонда и книговыдачи.
Первичные учетные документы:
Формуляр читателя (электронный формуляр читателя) | предназначен для учета пользователей, учета посещений, контроля и учета выданных и возвращенных документов, анализа чтения
| |
Электронная БД пользователей библиотеки
| предназначена для учета пользователей, учета посещений | |
Картотека регистрации абонентов МБА (электронная база данных)
| предназначена для учета абонентов и анализа сведений о них
| |
Картотека регистрации абонентов информации (электронная база данных)
| предназначена для учета абонентов и анализа сведений о них
| |
Карточка регистрации читателя | предназначена для учета пользователя и анализа сведений о нем
| |
Книжный формуляр | предназначен для учета и контроля выданных и возвращенных пользователем документом и анализа их использования
| |
Контрольный листок | предназначен для учета посещений пользователя подразделений библиотеки, контроля за выданными и возвращенными документами
| |
Разовый контрольный листок | предназначен для учета посещений разовыми пользователями подразделений библиотеки
| |
Листок читательского требования | предназначен для поиска и выдачи документов, учета и анализа запросов и отказов
| |
Лист (журнал) учета справок и консультаций
| предназначен для учета отказов по запросам и анализа отказов | |
Паспорт мероприятия | предназначен для учета и анализа мероприятия, проводимого библиотекой
| |
Счетчик посещений сайта библиотеки | предназначен для учета обращений удаленных пользователей
| |
Код пользователя, зарегистрированный на сервере библиотеки | предназначен для учета удаленных пользователей |
Вторичные документы:
-
Дневник работы библиотеки;
-
Статистическая форма № 6-НК;
-
Отчеты о работе библиотек за какой-либо период времени.
- Библиотечный менеджмент: основные понятия и категории.
- Система государственного управления библиотечным делом.
- Общественное управление библиотечным делом.
- Система управления библиотекой.
- Система менеджмента качества в библиотеке.
- Трудовые ресурсы.
- Методическая деятельность библиотек: направления, функции.
- Формы методической деятельности библиотек.
- Библиотечная статистика. Учет работы библиотеки.
- Отчетность библиотек.
- Планирование библиотечной деятельности.
- Библиотечные продукты и услуги.
- Маркетинг библиотечной деятельности.
- Маркетинговые исследования в библиотеках.
- Pr библиотек.
- Финансирование библиотек. Бюджетное финансирование.