Система менеджмента качества в библиотеке.
Менеджмент качества – метод управления организацией основанный на сотрудничестве всех его работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей достижение целей долговременного предпринимательского успеха и выгоды для всех работников организации.
Качество – это совокупность характеристик объекта относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
Существует международный стандарт ISO 8402.
Менеджмент качества библиотеки — это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований и ожиданий читателей и пользователей библиотеки к качеству работы самой библиотеки и ее продукции. Менеджмент качества в библиотечной деятельности представляет собой разработанную и внедренную в практику работы единую (для определенного вида библиотек) политику, методологию и методику работы библиотеки, отвечающую предъявляемым на определенном, современном этапе времени требованиям различных категорий читателей к качеству информационных продуктов/услуг, а также к качеству сервиса, способам и формам предоставления данных информационных продуктов/услуг. Управление качеством включает все функции общего руководства по разработке политики в области качества, установления целей, полномочий и ответственности, а также процессы планирования, контроля и обеспечения качества, с помощью которых в рамках системы качества происходит реализация данных функций. Структура менеджмента качества состоит из следующих видов (направлений управленческой деятельности по реализации основных функций менеджмента): планирование качества, обеспечение качества, контроль качества.
В мероприятиях по управлению библиотекой на основе принципов TQM (всеобщего управления качеством) огромная роль отводится руководству. Руководство должно возглавить реорганизацию деятельности библиотеки.
Разработка и внедрение системы качества в библиотеки позволят: •значительно улучшить взаимодействие работников библиотеки, упорядочить работу структурных подразделений, прописав в документах системы процедуры всех видов деятельности в библиотеке; •повысить документационную культуру библиотеки; •повысить ответственность руководителей высшего и среднего звена за использование трудовых ресурсов библиотеки; •улучшить трудовую и технологическую дисциплину; •повысить эффективность производства итнформационно– библиотечной продукции и услуг; •повысить конкурентоспособность библиотеки, и тем самым стать на более высокую ступень на международном информационном ранке. Менеджмент качества затрагивает универсальную и всем необходимую область — управление библиотекой с ориентацией на качество конечного результата. Она ориентирована на потребителя, т. к. включают в свой арсенал менеджмент ресурсов и процессный подход, предполагают лидирующую роль руководства библиотеки и активное вовлечение персонала во все аспекты ее деятельности. Эти принципы, выработанные мировой практикой, могут применяться и в деятельности библиотек, где остро ощущается необходимость в создании конкурентоспособной информационной продукции и услуг, повышения эффективности работы библиотеки.
- Библиотечный менеджмент: основные понятия и категории.
- Система государственного управления библиотечным делом.
- Общественное управление библиотечным делом.
- Система управления библиотекой.
- Система менеджмента качества в библиотеке.
- Трудовые ресурсы.
- Методическая деятельность библиотек: направления, функции.
- Формы методической деятельности библиотек.
- Библиотечная статистика. Учет работы библиотеки.
- Отчетность библиотек.
- Планирование библиотечной деятельности.
- Библиотечные продукты и услуги.
- Маркетинг библиотечной деятельности.
- Маркетинговые исследования в библиотеках.
- Pr библиотек.
- Финансирование библиотек. Бюджетное финансирование.