Формы методической деятельности библиотек.
В связи со столь сложным многофункциональным характером деятельности особое значение имеет установление соотношения средств, форм и методов в процессе методического руководства. В настоящее время все элементы, входящие в систему методического воздействия (пособия, формы повышения квалификации, научно-исследовательской работы и контроля) определяются как ее средства, служащие достижению поставленных целей;
формы - как способы объединения людей с целью включения их в различные виды деятельности, а методы - как способы управления деятельностью объектов воздействия.
Реализация указанных функций, средств, форм и методов воздействия во взаимосвязи - задача каждого методического центра в целом и его научно-методического отдела в частности.
В настоящее время организационная структура наиболее крупных методических отделов строится либо по функциональному признаку (то есть методисты специализируются для оказания помощи по вопросам формирования и сохранности фондов, библиотечного, справочно-библиографического обслуживания, информационной работы и т.д.), либо по региональному признаку (то есть курируют библиотеки определенных регионов, областей, республик). Возможно и иное распределение обязанностей. Так, в ЦНБ АН УССР методисты курируют библиотеки научных учреждений в соответствии с отраслевым профилем их деятельности (технического, естественнонаучного и общественного). При этом методическое руководство сетью осуществляется головной (центральной) библиотекой в целом.
Правильное распределение обязанностей - необходимая, но недостаточная предпосылка организации труда. Не менее важны такие ее направления, как нормирование планирования и учет работы, совершенствование ее приемов и методов, повышение квалификации методистов. Несмотря на многоаспектный характер и в значительной мере творческое содержание методической работы, внедрены нормы на ее основные виды, осуществляется учет, планирование и отчетность. В регламентации методической работы имеется немало сложностей.
Однако решение многих организационных вопросов в какой-то мере облегчается наличием документов, регламентирующих подбор методистов (квалификационные характеристики), место этой функциональной группы среди других библиотечных специальностей (типовые штаты), возможные объемы выполняемой работы (нормы нагрузки).
Вопрос рационального использования кадров методистов тесно связан с определением наиболее результативных форм их работы, совершенствование средств и методов оказываемого ими воздействия на библиотечный процесс. Как показали специальные исследования, наибольшей силой, с точки зрения эффективности воздействия на библиотечную практику, обладают такие формы и методы, как посещения библиотек и семинары тематического характера.
-
Содержание
- Библиотечный менеджмент: основные понятия и категории.
- Система государственного управления библиотечным делом.
- Общественное управление библиотечным делом.
- Система управления библиотекой.
- Система менеджмента качества в библиотеке.
- Трудовые ресурсы.
- Методическая деятельность библиотек: направления, функции.
- Формы методической деятельности библиотек.
- Библиотечная статистика. Учет работы библиотеки.
- Отчетность библиотек.
- Планирование библиотечной деятельности.
- Библиотечные продукты и услуги.
- Маркетинг библиотечной деятельности.
- Маркетинговые исследования в библиотеках.
- Pr библиотек.
- Финансирование библиотек. Бюджетное финансирование.