Конструктивистские школы стратегического менеджмента
Наиболее общей и тщательно аргументированной классификацией подходов к процессу выработки стратегии развития предприятия является типология, предложенная Г. Минцбергом, Б. Альстрэндом и Дж. Лэмпелем в работе «Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента», изданной в 1997 году [151]. Авторы выделяют десять научных школ, рассматривая их в следующей последовательности (табл. 1.1).
Они подробно анализируют каждую из выделенных «школ стратегий», используя при этом огромное число литературных источников, что не может не вызывать уважения. Однако тщательное изучение предложенной классификации вызывает ряд сомнений в ее правомерности.
Во-первых, представляется несколько надуманным выделение ряда школ как отдельных, уже сформировавшихся направлений к формированию стратегии развития организации. В этом невольно признаются сами авторы. Говоря о трудах по когнитивной школе, они прямо заявляют, что эти труды образуют не столько единую научную школу, сколько собрание не связанных между собой исследований [151].
Во-вторых, в работе присутствует взаимное пересечение постулатов и посылок различных школ стратегий. Так, логический инкремен-тализм Дж. Квина «нельзя считать полноценным представителем школы обучения, поскольку он одновременно "оседлал" и ее, и директивные школы (особенно школу дизайна), к тому же он еще одной, а может быть, и двумя ногами "стоит" в школе политики» [151].
В-третьих, ни одна из выделенных авторами школ не может описать процесс формирования стратегии развития организации полностью, а обращает внимание лишь на какой-либо важнейший его аспект.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что классификация школ стратегий Г. Минцберга, Б. Альстрэнда и Дж. Лэмпела, представляя определенный научный интерес, является очень сложной для восприятия и достаточно неоднозначной по содержанию. Более того, попытки отечественных исследователей кратко и просто прокомментировать позицию данных авторов еще более запутывают понимание, поскольку существенно обедняют содержание и не раскрывают сути каждой из описываемых школ.
Именно поэтому мы предлагаем оригинальную классификацию подходов к формированию стратегии развития предприятия, основанную на терминологии и фактическом материале, представленных Г. Минцбергом и другими авторами.
В настоящее время широко известны и глубоко разработаны три конструктивистские теории стратегического планирования и управления, позволяющие сформулировать конкретные стратегии развития организации в соответствии с современными представлениями экономической науки.
- Понятие стратегии развития предприятия
- Стратегия как набор правил для принятия решений по и. Ансоффу
- Стратегия как единство 5р г. Минцберга
- 4.Модель Гарвардской школы бизнеса (к. Эндрюса)
- Модель и. Ансоффа
- Модель г. Стейнера
- Контур стратегического планирования
- Корпоративное планирование
- Итеративное планирование
- Интуитивное планирование
- Хаотическое планирование
- Конструктивистские школы стратегического менеджмента
- Суть школы дизайна
- Школа планирования
- Школа позиционирования
- Дескриптивные школы стратегического менеджмента
- Анализ общей (дальней) окружающей среды (pest-анализ)
- 15. Анализ специфической (ближней) окружающей среды
- Пять сил конкуренции м. Портера
- Анализ стратегических групп
- 18.Анализ структуры рынка
- Анализа структуры рынка является выбор целевых сегментов рынка, отвечающих задачам Клиента, а т1.Количественные показатели рынка
- 2.Сегментация рынка по потребителям
- 4.Сегментация рынка по каналам сбыта
- 5.Конкурентный анализ
- 6.Контекст функционирования рынка
- 7.Маркетинговое прогнозирование по зафиксированному состоянию рынка
- Анализ ресурсного потенциала предприятия
- Матрица Бостонской консалтинговой группы
- Классификации типов стратегических хозяйственных подразделений Звезды»
- «Собаки» («Хромые утки», «Мертвый груз»)
- «Трудные дети» («Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки вопроса»)
- Недостатки
- Преимущества
- Правила построения
- Матрица Мак-Кинзи
- Модель Мак-Кинзи 7-s
- Модель pims
- Swot-анализ
- Миссия предприятия
- Ценности высшего руководства
- Организационная культура
- 28.Цели развития предприятия
- 30.Матрица «рынок/продукт» по а. Стейнеру
- 31. Типовые конкурентные стратегии по м. Портеру
- Стратегия минимизации издержек
- Стратегия дифференциации
- Стратегия концентрации
- Позиция "застрявших посередине"
- Конкурентные стратегии по ф. Котлеру
- Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продукта
- 34. Модели стратегического выбора на основе цикла развития предприятия
- 35. Стратегия роста и. Ансоффа
- 1. Стадия планирования
- 2. Начальная стадия
- 3. Стадия проникновения
- 4. Ускоренный рост
- 5. Переходная стадия
- 36.Стратегия стабилизации
- Стратегия выживания