logo
молоканов

34. Модели стратегического выбора на основе цикла развития предприятия

Цикл развития предприятия. Как отмечает А. Н. Петров [166], цикл развития предприятия есть «последовательная смена стадий «рост» — «нестабильность» — «выживание». Доказано, что любое предприя­тие в период своего функционирования проходит хотя бы первые две стадии, при этом время каждой стадии и ее глубина различны для каж­дого предприятия и зависят от множества факторов. Каждая из стадий развития предприятия имеет качественно различную основу, именно поэтому сам набор стратегических действий должен существенно раз­личаться для каждой стадии.

Различные формы циклического развития предприятия представ­лены на рис. 4.13.

Рис. 4.13. Формы и стадии цикличного развития предприятия в условиях рыночной экономики

Переход предприятия (фирмы) от одной стадии циклического развития к другой определяется совокупностью внешних и внутренних факторов. При рассмотрении данной проблемы необходимо обратить особое внимание на взаимосвязь четырех циклов развития: экономического цикла, отраслевого цикла, цикла развития предприятия (фирмы) и жизненного цикла товара. Очевидно, что все эти циклы соот­ветствуют определенному уровню развития национальной экономики (рис. 4.14).

Более того, можно сказать, что циклы более низкого уровня как бы «вкладываются» в качестве составных частей в циклы более высокого уровня и, таким образом, в существенной мере определяют характери­стики последних. Хотя, конечно, цикл развития более высокого уров­ня определяет собой новое системное качество и не является простой суммой сложения циклов более низкого уровня. Этот синергический эффект цикла более высокого уровня и есть влияние на его характери­стики циклов более низкого уровня. Продемонстрируем данное утвер­ждение на примере соотношения циклов развития макро- и мезоуровня национальной экономики с циклом развития предприятия (фирмы).

В период фазы расширения национальной экономики складывают­ся более благоприятные условия для устойчивого роста предприятия, чем в период спада деловой активности. Особенно это характерно для таких отраслей, как производство товаров длительного пользования и строительство, общий объем производства которых прекрасно кор-релируется с динамикой общей деловой активности. Хотя и другие от­расли при этом испытывают на себе влияние повышения учетной ставки процента, снижения покупательной 

Рис. 4.14. Соответствие циклов развития уровню развития национальной экономики

В период фазы расширения национальной экономики складывают­ся более благоприятные условия для устойчивого роста предприятия, чем в период спада деловой активности. Особенно это характерно для таких отраслей, как производство товаров длительного пользования и строительство, общий объем производства которых прекрасно кор-релируется с динамикой общей деловой активности. Хотя и другие от­расли при этом испытывают на себе влияние повышения учетной ставки процента, снижения покупательной способности населения, повышения уровня инфляции и роста безработицы, что является ха­рактерной чертой экономического спада и дна экономического цикла. Кроме того, очень часто с динамикой экономического цикла связана политическая стабильность государства и направленность его внут­ренней политики по отношению к предпринимательской деятельно­сти и государственному регулированию экономики, выражающимся в законодательных актах и нормах. Последние существенно влияют и в  конечном счете, определяют деятельность предприятий. Отраслевой цикл во многом определяет оптимальное соотношение составляющих процесса производства товара и его конкурентоспособность. Одним из ведущих факторов, определяющих динамику отраслевого цикла, являются технологические прорывы — крупные научно-технологические открытия, позволяющие создать продукт с принципиально новыми потребительскими свойствами или техно­логию, существенно улучшающую качество производимого товара или удешевляющую его производство. В этом случае изменения в технологии производства, производимые предприятием в целях со­хранения своих конкурентных позиций, требуют значительных ка­питальных вложений и могут в течение достаточно продолжитель­ного периода времени отрицательно сказываться на прибыльности (ликвидности) предприятия, в том числе и вследствие неудач в про­цессе внедрения новой техники.

Чаще всего переход деятельности предприятия от стадии роста к стадии нестабильности связан с ошибками в области маркетинга, ког­да производимый товар уже не пользуется необходимым для устойчи­вого роста спросом, а новый товар еще «не вышел» на рынок или уже отторгнут им. Именно поэтому цикл развития предприятия тесно связан с жизненным циклом товара .