Модель pims
Основная предпосылка для накопления делового опыта состоит в проведении большого количества стратегических экспериментов в компаниях со схожими конкурентными позициями. Это может дать указания по определению успешных и неэффективных стратегий при оценке компанией возможных альтернатив. Анализ стратегического опыта предприятий на различных рынках, в разных условиях конкуренции помогает определить стратегические факторы, влияющие на прибыльность. Статистический анализ и компьютерное моделирование информации определяют зависимость между стратегией и эффективностью деятельности компании, а также обеспечивают указания для стратегического планирования. Этот подход был применен институтом стратегического планирования (Strategic PlanningInstitute) в Бостоне в рамках PIMS-программы, которая начала проводиться с начала 70-х годов.
PIMS-подход состоит в поиске инструкций, разработанных на основе обобщенного опыта преуспевающих и неуспешных компаний. С 1972 года была составлена база данных из 450 корпораций, содержащая анализ более чем 2800 деловых подразделений. Статистический анализ и компьютерное моделирование базы данных обеспечивают компаниям-участникам необходимую информацию и стратегические указания, основанные на разнообразных стратегических ситуациях в различных отраслях. Для базы данных фундаментальными являются две концепции:
1. Деловая единица(бизнес-единица) — подразделение, продуктовая линия или центр прибыли.
2. Обслуживаемый рынок — часть общего рынка, на котором конкурирует фирма.
PIMS-анализ оценивает: изменения в конкурентной позиции фирмы; стратегии, применяемые для ее достижения; окончательную прибыльность.
Анализ показывает, что на прибыльность предприятия постоянно влияют три группы факторов. Первая группа описывает конкурентную позицию фирмы, включая занимаемую долю рынка и относительное качество продукции. Вторая отражает структуру производства, включая интенсивность инвестиции и производительность труда. Третья группа отражает относительную привлекательность уровня роста рынка и характеристик потребителей. Все вместе эти переменные объясняют от 65 до 70 процентов вариантов прибыльности рассмотренных предприятий. Назначение PIMS-проекта состоит в применении этого опыта к решению специфичных стратегических вопросов. Эти вопросы включают:
• Какой уровень денежных потоков и прибыли является «нормальным» для данного типа предприятий, учитывая их рыночное окружение, конкурентную позицию и используемую стратегию?
• Если бизнес продолжается, то какую долю рынка и результата прибыльности следует ожидать в будущем?
• Как на этот результат повлияют изменения в стратегии?
• Как добивались результата предприятия той же или других отраслей, действовавшие в аналогичных условиях и с похожей конкурентной позицией, используя различные типы стратегий?
Ответы на эти вопросы помогут оценить возможные альтернативные варианты при разработке стратегии.
База данных PIMS представлена большим количеством отраслей промышленности, множеством товаров, рынков и географических регионов. Большинство из них расположены в Северной Америке, хотя 600 из 2800 предприятий находятся в Великобритании, Европе и других странах.
Результаты PIMS-проекта. Данный анализ обнаружил связи между стратегией и эффективностью деятельности компании. Эти отношения помогут менеджерам понять и предвидеть влияния стратегических решений и условий рынка на эффективность деятельности компании. Ниже перечислены наиболее общие связи между стратегией и эффективностью:
• В отдаленной перспективе важнейшим фактором, оказывающим влияние на эффективность деятельности подразделений компании, будет качество товаров и услуг компании по отношению к ее конкурентам.
• Доля рынка и прибыльность тесно связаны между собой.
• Высокая интенсивность инвестиций активно влияет на прибыльность.
• Многие предприятия — так называемые «собаки» и «знаки вопроса» — приносят прибыль, тогда как многие «дойные коровы» ее не дают.
• Вертикальная интеграция прибыльна лишь для некоторых предприятий, для других — нет. Для предприятий с небольшой долей рынка показатель возврата инвестиций выше, когда степень вертикальной интеграции низкая. Для предприятий, занимающих доли рынка больше средних, показатель возврата инвестиций самый высокий либо при низком, либо наоборот — высоком уровне вертикальной интеграции.
• Большинство стратегических факторов, увеличивающих возврат инвестиций, также оказывают положительное влияние на долгосрочную стоимость предприятия в будущем.
Ограничения PIMS-модели. Некоторые элементы PIMS-модели подвергаются критике — от определения методов сбора информации и точности данных до беспричинных связей между ними. Критика эта справедлива и предупреждает о необходимости осторожного использования полученных результатов. PIMS-анализ может дать пользователю ложное чувство точности и силы предвидения. Его следует рассматривать как дополнительный источник идей для стратегического планирования, используемый наряду с собственным опытом, взглядами и анализом.
Практическое применение. Довод о том, что структура индустрии, конкурентная позиция предприятия, структура его затраты/прибыли/инвестиции и конкурентные стратегии, используемые им, существенно влияют на прибыльность, обладает сильной интуитивной привлекательностью.
Практики знают, что позиция доминирующего рыночного лидера на растущем рынке с привлекательными возможностями получения доходов и умеренной потребностью в инвестициях принесет высокую прибыль. С другой стороны, предприятие, находящееся на третьей или четвертой конкурентной позиции зрелого рынка с низкой нормой прибыли, получит низкую прибыль или убытки. PIMS показывает, что названные структурные показатели существенно влияют на прибыльность предприятия, и что компаниям следует искать конкурентные структуры и позиции, которые обеспечили бы им преимущества по прибыли.
- Понятие стратегии развития предприятия
- Стратегия как набор правил для принятия решений по и. Ансоффу
- Стратегия как единство 5р г. Минцберга
- 4.Модель Гарвардской школы бизнеса (к. Эндрюса)
- Модель и. Ансоффа
- Модель г. Стейнера
- Контур стратегического планирования
- Корпоративное планирование
- Итеративное планирование
- Интуитивное планирование
- Хаотическое планирование
- Конструктивистские школы стратегического менеджмента
- Суть школы дизайна
- Школа планирования
- Школа позиционирования
- Дескриптивные школы стратегического менеджмента
- Анализ общей (дальней) окружающей среды (pest-анализ)
- 15. Анализ специфической (ближней) окружающей среды
- Пять сил конкуренции м. Портера
- Анализ стратегических групп
- 18.Анализ структуры рынка
- Анализа структуры рынка является выбор целевых сегментов рынка, отвечающих задачам Клиента, а т1.Количественные показатели рынка
- 2.Сегментация рынка по потребителям
- 4.Сегментация рынка по каналам сбыта
- 5.Конкурентный анализ
- 6.Контекст функционирования рынка
- 7.Маркетинговое прогнозирование по зафиксированному состоянию рынка
- Анализ ресурсного потенциала предприятия
- Матрица Бостонской консалтинговой группы
- Классификации типов стратегических хозяйственных подразделений Звезды»
- «Собаки» («Хромые утки», «Мертвый груз»)
- «Трудные дети» («Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки вопроса»)
- Недостатки
- Преимущества
- Правила построения
- Матрица Мак-Кинзи
- Модель Мак-Кинзи 7-s
- Модель pims
- Swot-анализ
- Миссия предприятия
- Ценности высшего руководства
- Организационная культура
- 28.Цели развития предприятия
- 30.Матрица «рынок/продукт» по а. Стейнеру
- 31. Типовые конкурентные стратегии по м. Портеру
- Стратегия минимизации издержек
- Стратегия дифференциации
- Стратегия концентрации
- Позиция "застрявших посередине"
- Конкурентные стратегии по ф. Котлеру
- Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продукта
- 34. Модели стратегического выбора на основе цикла развития предприятия
- 35. Стратегия роста и. Ансоффа
- 1. Стадия планирования
- 2. Начальная стадия
- 3. Стадия проникновения
- 4. Ускоренный рост
- 5. Переходная стадия
- 36.Стратегия стабилизации
- Стратегия выживания