Пять сил конкуренции м. Портера
Анализ пяти сил Портера (англ. Porter five forces analysis) — методика для анализа отраслей и выработки стратегии бизнеса, разработанная Майклом Портером в Гарвардской бизнес-школе в 1979 году.
Пять сил Портера включают в себя[1]:
анализ угрозы появления продуктов-заменителей;
анализ угрозы появления новых игроков;
анализ рыночной власти поставщиков;
анализ рыночной власти потребителей;
анализ уровня конкурентной борьбы.
Рассмотрим подробнее каждую из «5 сил» Портера.
Новые игроки на рынке
Появление новых игроков на рынке всегда воспринимается текущими с опаской. На то есть ряд причин, среди которых особенно стоит выделить потенциальную возможность снижения прибыли за счет повышающейся конкуренции. Это связано не только с тем, что конкурент может переманить к себе часть клиентов, но и с тем, что его приход поспособствует снижению среднерыночных цен в отрасли.
Однако компании, выходящие на новый для себя рынок, всегда сталкиваются с рядом проблем.
1) Экономия на масштабе
Суть заключается в том, что чем больше компания производит продукции, тем дешевле ей обходится производство 1 единицы этой продукции. Новые игроки часто экономят на масштабах производства, в силу финансовых или каких-либо других причин, из-за чего часто не выдерживают ценовой войны с конкурентами. В противном случае им требуются солидные инвестиции в производство.
2) Дифференциация
Понятно, что компании давно присутствующие на рынке, уже закрепились в сознании потребителей. Они уже обладают несколькими торговыми марками, провели ряд рекламных кампаний. В начале своей деятельности компании приходится осуществлять большие вложения в маркетинг, чтобы дифференцироваться от конкурентов.
3) Дополнительные издержки
Когда компания выходит на новый для себя рынок, она сталкивается с новыми издержками, среди которых стоит выделить не только затраты на производство и маркетинг, но и на обучение персонала, на службу технической поддержки, на новое оборудование, дизайн и так далее.
4) Дистрибуция
Настоящая головная боль для компании-новичка. Чтобы расположить к себе дистрибуторов придется предлагать им свою продукцию по ценам ниже, чем у конкурентов. Кроме того, хорошим стимулом для них может стать проведение совместной рекламной компании, когда расходы на нее делятся пополам.
Правда, все вышеперечисленное приводит к снижению прибыли компании-новичка. Но иного пути здесь нет.
5) Патенты, know-how
Понятно, что компании, работающие на рынке длительное время, обладают большим преимуществом в этом плане. Более того, патенты могут стать важным сдерживающим фактором для новичков. Особенно в современном мире, где патентуют все, что только можно.
6) Государственные субсидии
Есть вероятность того, что крупный конкурент будет получать помощь от государства - какие-то субсидии. Правда, с такой же долей вероятности эти субсидии может получать и новый игрок на рынке, если государство поощряет конкуренцию и стремится показать это. Данный фактор целиком и полностью зависит от отрасли.
7) Преданность бренду
Наконец, стоит понимать, что в данной отрасли может быть много приверженцев бренда уже существующей компании. Следует тщательно изучить сильные и слабые стороны бренда и постараться использовать их при разработке конкурирующего решения.
Существующие конкуренты
Майкл Портер считает, что в конкурентной гонке ситуация обостряется в тех случаях, когда в отрасли присутствует много конкурентов или же эти конкуренты просто равны по силам. Кроме того, конкуренция обостряется в следующей обстановке:
- при низких темпах роста в отрасли;
- при высоком уровне постоянных издержек;
- при росте производственных мощностей;
- высокие выходные барьеры;
- когда одна компания преследует какие-то серьезные стратегические задачи, пытаясь завоевать большую часть рынка;
Конкуренция ослабевает:
- когда компании стараются просто получать прибыль в отрасли, не пытаясь отнять солидную долю рынка друг у друга;
- когда издержки переключения с товара одной компании на аналогичный от другой слишком велики для потребителей;
Если говорить о самой модели конкурентной борьбы, то компании пытаются занять лучшую позицию на рынке за счет ценовых войн, рекламных кампаний, новой продукции, улучшению облуживания потребителей, повышению гарантии на продукт и многому другому.
«Конкуренты», предлагающие продукты-заменители
По сути дела, продукты из разных отраслей могут конкурировать между собой. Косвенно. Например, если они способны выполнять одну и ту же функцию. Мотоцикл и автомобиль – это конкуренты в какой-то мере, так как и тот и другой являются средством передвижения. Причем, с достаточно похожими скоростными характеристиками.
В этой ситуации следует обратить внимание на следующее:
- насколько легко для покупателя переключиться на товар-заменитель;
- что он теряет? Каково качество и эффективность заменителя?
- готовность покупателя сменить компанию-поставщика;
Власть покупателей
Майкл Портер был первым, кто впервые заявил, что покупателей можно рассматривать, как конкурентов отрасли. Ведь, именно они требуют постоянного снижения цен, повышения качества продуктов и услуг, повышение качества обслуживания, - удовлетворение всех этих аспектов происходит за счет того, что компании в отрасли снижают свою прибыль.
Сила влияния покупателей по Портеру зависит от следующих факторов:
- качество услуг;
- затраты на переключение;
- стандартизированность продуктов;
- прибыль, приносимая покупателем;
- особенно сильно влияние определенной группы потребителей, осуществляющих львиную доля покупок у компании;
И некоторые другие.
Сила влияния поставщиков
Влияние поставщиков на отрасль очень велико. Достаточно посмотреть на компанию Wal-Mart, которая указывает даже огромной Procter & Gamble, как себя вести при работе с ней. При работе с поставщиком следует обратить внимание на такие факторы:
- обладает ли он известным брендом?
- каков спектр товаров, которыми он торгует?
- велико ли его влияние на установку средних цен по стране (региону);
- каково финансовое положение поставщика? Очень важно, чтобы понять - а будет ли он поднимать или опускать цены.
- доминирование на рынке поставщика;
Конечно, стоит понимать, что данный анализ лишь основа, которая легла в качестве фундамента для своей версии анализа сильных и слабых сторон у каждой конкретной компании.
- Понятие стратегии развития предприятия
- Стратегия как набор правил для принятия решений по и. Ансоффу
- Стратегия как единство 5р г. Минцберга
- 4.Модель Гарвардской школы бизнеса (к. Эндрюса)
- Модель и. Ансоффа
- Модель г. Стейнера
- Контур стратегического планирования
- Корпоративное планирование
- Итеративное планирование
- Интуитивное планирование
- Хаотическое планирование
- Конструктивистские школы стратегического менеджмента
- Суть школы дизайна
- Школа планирования
- Школа позиционирования
- Дескриптивные школы стратегического менеджмента
- Анализ общей (дальней) окружающей среды (pest-анализ)
- 15. Анализ специфической (ближней) окружающей среды
- Пять сил конкуренции м. Портера
- Анализ стратегических групп
- 18.Анализ структуры рынка
- Анализа структуры рынка является выбор целевых сегментов рынка, отвечающих задачам Клиента, а т1.Количественные показатели рынка
- 2.Сегментация рынка по потребителям
- 4.Сегментация рынка по каналам сбыта
- 5.Конкурентный анализ
- 6.Контекст функционирования рынка
- 7.Маркетинговое прогнозирование по зафиксированному состоянию рынка
- Анализ ресурсного потенциала предприятия
- Матрица Бостонской консалтинговой группы
- Классификации типов стратегических хозяйственных подразделений Звезды»
- «Собаки» («Хромые утки», «Мертвый груз»)
- «Трудные дети» («Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки вопроса»)
- Недостатки
- Преимущества
- Правила построения
- Матрица Мак-Кинзи
- Модель Мак-Кинзи 7-s
- Модель pims
- Swot-анализ
- Миссия предприятия
- Ценности высшего руководства
- Организационная культура
- 28.Цели развития предприятия
- 30.Матрица «рынок/продукт» по а. Стейнеру
- 31. Типовые конкурентные стратегии по м. Портеру
- Стратегия минимизации издержек
- Стратегия дифференциации
- Стратегия концентрации
- Позиция "застрявших посередине"
- Конкурентные стратегии по ф. Котлеру
- Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продукта
- 34. Модели стратегического выбора на основе цикла развития предприятия
- 35. Стратегия роста и. Ансоффа
- 1. Стадия планирования
- 2. Начальная стадия
- 3. Стадия проникновения
- 4. Ускоренный рост
- 5. Переходная стадия
- 36.Стратегия стабилизации
- Стратегия выживания