logo
молоканов

36.Стратегия стабилизации

Стратегия стабилизации направлена на достижение раннего выравни­вания объема продаж и прибылей с последующим их повышением, т. е. с переходом на следующий этап роста.

В зависимости от скорости падения (серьезности ситуации) пред­приятие в условиях рыночной экономики может использовать один из трех наиболее вероятных подходов:

•    экономия с четким намерением быстрого оживления (случай а);

•    сдвиги в продолжительном спаде с меньшими надеждами на быс­трое оживление (случай б);

•    стабилизация, когда необходимы долговременные программы для достижения сбалансированного состояния предприятия на рынке (случай в).

Подход 1. Экономия

Стратегия экономии применяется в ситуации, когда предвидимый спад объема продаж и прибыли находится в поле зрения руководства предприятия или наоборот, начинается неожиданный быстрый спад объема продаж и прибыли. Цели стратегии: текущая — остановить падение, среднесрочная — начать процесс улучшения экономического состояния предприятия, перспективная — начать оживление в каче­стве начальной стадии цикла роста. Отметим, что стратегия экономии соотносится с циклом деловой активности, т. е. с состоянием, в кото­ром находится экономика страны в целом. Стратегия экономии имеет три фазы:

•    ревизии затрат;

•    консолидации;

•    оживления.

Ревизия затрат. В течение этой фазы основное внимание руковод­ства предприятия связано с внутренними усилиями на быстро реали­зуемое сокращение затратной части продукции. Оно может достигаться за счет сокращения персонала и расходов на его содержание (осооен-но административного), сокращения расходов на НИОКР, сведения к минимуму затрат на маркетинг, накладных расходов, существенное сокращения товарных запасов и т. д.

Главным руководящим центром становятся экономические службы предприятия, которые разрабатывают программу жесткой эконо­мии для предприятия и его отдельных подразделений. Эта программа экономии может быть краткосрочной (рассчитанной на несколько месяцев) и долгосрочной, включающей в себя фазу консолидации. На данной фазе руководство должно принимать во внимание два важных обстоятельства:

•    экономия не может быть популярна у персонала, поэтому воз­можны конфликты с профсоюзной организацией;

•    программа жесткой экономии — это не самоцель, она должна рассматриваться как начальная фаза перехода к новому циклу роста, т. е. к увеличению объема продаж, прибыли и повышению производительности труда (улучшению экономического состо­яния предприятия).

Консолидация. В течение этой фазы предприятие должно опреде­лить время и скорость оживления экономической деятельности и ус­тановить совместную программу повышения прибыльности и совер­шенствования управления как второго этапа экономии затрат. Понятно, что время и скорость оживления зависят не только от внутренних возможностей предприятия, но и от внешних условий (цикла дело­вой активности и возможностей предприятия стабилизировать об­становку в условиях внешних возмущений). Обычно улучшение прибыльности выражается в виде конкретных, реалистичных крат­косрочных программ, детально проработанных для каждого подраз­деления предприятия.

На уровне предприятия задачи на данной фазе могут быть опреде­лены следующим образом:

•    общее руководство — экономия на заработной плате работников (ее замораживание), дополнительных льготах, административных расходах; совершенствование системы управления;

•    маркетинг Процесс целеполагания и организационная культура предприятия