logo search
Менеджмент_учебн

9.2.1. Стратегия и тактика организации как факторы конкурентного преимущества

Конкуренция — процесс соперничества субъектов по поводу реализации ими своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке в конкретное время, для одержания победы или достижения других целей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Рассмотрим подробнее составляющие приведенного выше определения, отдельно каждое слово.

Процессы могут быть:

Составляющими слова "управление" в понятии "конкуренция" являются: нахождение, разработка, поддержание, использование, развитие, отмирание конкурентного преимущества.

В качестве "субъектов "в понятии "конкуренция" могут быть любые социальные, производственные или биологические системы

Конкурентные преимущества субъектов могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификационными, управленческими, природно-климатическими и др.

В качестве целей системы могут быть:

Потребности могут быть:

В систему законодательства входят: конкурентное право, экологическое право, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, таможенная система, трудовое право и др.

На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема — экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения конструкции и повышения качества товаров и управления всеми процессами. В XXI эта задача является приоритетной, в конце XX в. затраты ресурсов у потребителей сложной техники за срок ее службы превышали цену до 5 раз в развитых странах и до 20 раз — в развивающихся странах.

По степени интенсивности конкуренция может быть.

Формы конкуренции:

Конкуренция может происходить на следующих уровнях:

Варианты изменения конкуренции между фирмами, как известно, следующие:

Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:

  1. размер рынка;

  2. темпы роста рынка — быстрый рост облегчает проникновение на рынок;

  3. мощности — излишние мощности приводят к падению цен;

  4. препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;

  5. цена;

  6. уровень стандартизации товаров — покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;

  7. мобильные технологические модули;

  8. требования к размерам необходимых капитальных вложений — жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;

  9. вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и не интегрированных фирм;

  10. экономия на масштабе — увеличивает долю рынка, не обходимую для достижения конкурентоспособности товара;

  11. быстрое обновление ассортимента продукции.

Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке. Конкурентоспособность может быть стратегической (на стадии стратегического маркетинга) и фактической. Для выживания или победы в жесткой конкурентной борьбе любая система должна обладать определенными преимуществами перед своими конкурентами.

Суть любой конкуренции по М. Портеру выражается 5-ю силами (рис.9.3.):

 Рис. 9.3. Пять конкурентных сил по М. Портеру

 Значение каждой из этих сил в той или иной отрасли различно, что и определяет различие в прибыльности разных отраслей.

Появление в отрасли новых производителей ведет к росту производственных мощностей отрасли, дополнительному предложению, что связано с падением цен и снижению прибыльности отрасли. Барьеры входа - препятствия для проникновения на рынок новых конкурентов:

Угроза появления товаров-заменителей

 В широком смысле границы любой отрасли размыты, т.е. в других отраслях могут производиться товары-субститы, которые выполняют аналогичные потребительские функции. Появление или наличие товаров-заметителей ограничивает возможности действующих производителей извлекать прибыль в данной отрасли, устанавливая некоторый верхний потолок цен, поскольку рост цен может вынудить покупателей обратиться к товарам-заменителям.

Влияние поставщиков

Способность поставщиков ресурсов оказывать давление на субъектов отрасли (снижение качества, повышение цен). Поставщики, имеющие сильные позиции, способны снизить прибыльность отрасли.

Факторы, определяющие силу поставщиков:

Влияние потребителей

Способность потребителей влиять на цены и качество товаров, сталкивая конкурентов друг с другом. Усиление конкуренции ведет к дополнительным издержкам фирмы (реклама, организация сбыта, НИОКР и др.), снижению цен, при котором прибыль перераспределяется покупателю.

Факторы, определяющие силу потребителей:

М. Портер считает, что позицию фирмы в отрасли определяет конкурентное преимущество. В конечном счете, фирмы обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество делится на два основных вида:

  1. Лидерство на издержках отражает способность фирмы производить продукцию с меньшими издержками, чем конкуренты по сравнимым товарам

Пример. Судостроители Южной Кореи, выпускающие сталь и полупроводниковые приборы, конкурируют с мировыми производителями за счет низких издержек, используя низкооплачиваемую, но производительную рабочую силу, и современную (закупленную по лицензии) технологию.

  1. Дифференциация как способность фирмы производить уникальную и обладающую большой ценностью для покупателя продукцию - новизна, высокое качество, особые потребительские свойства, послепродажное обслуживание и т.п.

Пример. Станкостроители Германии производят широкий ассортимент станков, обладающих высокими техническими характеристиками, надежностью, предлагают быстрое технические обслуживание.

Стратегия фирмы базируется на выявлении конкурентных преимуществ фирмы (предпринимателя) на рынке.

М. Портер отмечает, что конкурентное преимущество получают фирмы: