3). Принятие необходимых корректирующих действий
После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт (рис. 12.4.).
Рис. 12.4. Третий этап процесса контроля
Ничего не предпринимать. Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы ее функционировать в соответствии с планом. К счастью, дела не всегда идут плохо. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать. В управлении нельзя, однако, рассчитывать на то, что случившееся один раз, повторится снова. Даже наиболее совершенные методы должны подвергаться изменениям. Так, например, если система контроля показала, что в каком-то элементе организации все идет хорошо, необходимо продолжать измерять результаты, повторяя цикл контроля.
Устранить отклонения. Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде, чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Естественно, что проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показывать масштаб отклонения от стандарта и точно указывать его причину. Это сопряжено с необходимостью эффективной процедуры принятия решений. Поскольку, однако, большая часть работы в организации является результатом объединенных усилий групп людей, то абсолютно точно определить корни той или иной проблемы не всегда представляется возможным. Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.
Осуществление корректировки может быть достигнуто путем улучшения значения каких-либо внутренних переменных факторов данной организации, усовершенствования функций управления или технологических процессов.
Важно подчеркнуть, что причиной возникающих проблем может быть любая переменная величина и что вклад в отклонение полученных результатов от желаемых может давать сочетание различных факторов. Естественно поэтому менеджер не может выбрать какое-то одно корректирующее действие только потому, что оно решает только что возникшую проблему. Прежде, чем выбирать корректирующее действие, необходимо взвесить все имеющие отношения к данной проблеме, внутренние переменные и их взаимосвязи. Поскольку все подразделения организации так или иначе связаны между собой, любое крупное изменение в одном из них затронет всю организацию. Вот почему менеджер должен вначале убедиться, что предпринимаемое им корректирующее действие не создаст дополнительных трудностей, но поможет их разрешить.
Кроме того, хотя временами это может быть очень трудно, опытный менеджер старается избегать решений, которые в краткосрочном плане сулят преимущества, однако, в долгосрочном влекут за собой большие затраты.
Пересмотр стандартов. Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы — это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты. Часто случается так, что система контроля указывает на необходимость пересмотра планов. Успешно действующие организации зачастую вынуждены пересматривать свои стандарты в сторону повышения. Кроме того, временами оказывается, хотя это и не должно происходить слишком часто, — что планы составлены чересчур оптимистично. Поэтому стандарты подчас надо пересматривать и в сторону понижения. Стандарты, требования которых выполнить очень трудно, фактически, делают тщетными стремления рабочих и менеджеров достичь сформулированных целей и сводят на нет всю мотивацию. Как и в случае с корректирующими действиями различного типа, необходимость радикального пересмотра стандартов (в сторону повышения или понижения) может служить симптомом проблем, возникших либо в процессе собственно контроля, либо в процессе планирования. На рис. 12.5. дана полная модель процесса контроля.
Рис. 12.5. Модель процесса контроля.
Характеристики эффективного контроля
Поведение людей, естественно, не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами:
стратегическая направленность контроля, он должен иметь стратегический характер, т.е. отражать общие приоритеты организации и поддерживать их. Относительная сложность оценки какого-либо вида деятельности в количественном виде или измерения ее результативности по принципу затраты — эффект никогда не должна служить критерием для решения — нужно ли вводить механизм контроля. Деятельность в областях, которые не имеют стратегического значения, следует измерять не очень часто, и о полученных результатах можно никому и не сообщать до тех пор, пока отклонения не станут необычно большими. Абсолютный контроль над обычными операциями (такими как мелкие расходы) не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных целей. Но если высшее руководство считает, что какие-то виды деятельности имеют стратегическое значение, то в каждой такой области обязательно должен быть налажен эффективный контроль, даже если эта деятельность с трудом поддается измерению. Естественно, что конкретные области в разных организациях будут разными, но все организации нуждаются в эффективных системах контроля.
ориентация на результаты, конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Проведение измерений и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. Если вы хотите сделать контроль эффективным, вы должны тщательно следить за тем, чтобы эти самоочевидные средства контроля не заняли более важного места, чем подлинные цели организации. Более того, бессмысленно провозглашать, что ваша система направлена на получение конкретных результатов, если фактически она не может их достичь. Бесполезно иметь обширную и точную информацию о различных отклонениях от намеченных целей, если эта информация не используется для осуществления необходимых корректирующих действий. Это означает, что информация о результатах контроля важна только тогда, когда доходит до тех лиц, которые обладают правом произвести на ее основании соответствующие изменения. Когда контрольный механизм не срабатывает, то чаще всего причина кроется в том, что необходимо усовершенствовать структуру прав и обязанностей, а не процедуру измерений. Таким образом, чтобы быть эффективным, контроль должен быть интегрирован с другими функциями управления.
соответствие делу, он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно. Неподходящий механизм контроля может скорее маскировать, а не собирать критически важную информацию.
своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов. Помимо этого важнейшей целью контроля остается устранение отклонений прежде, чем они примут серьезные размеры. Таким образом, система эффективного контроля — это система, которая дает нужную информацию нужным людям до того, как разовьется кризис.
гибкость контроля. Если нечто непредвиденное можно спрогнозировать, то контроль становится ненужным. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. Незначительные изменения планов редко бывают сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе контроля.
простота контроля, как правило, наиболее эффективный контроль — это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что, если система контроля слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней, не понимают и не поддерживают ее, — такая система контроля не может быть эффективной. Избыточная сложность ведет к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.
экономичность контроля. Никогда не следует забывать, что все затраты, совершаемые организацией, должны приводить к увеличению ее преимуществ и доходов. Затраты средств должны приближать организацию к поставленным целям. Таким образом, если суммарные затраты на систему контроля превосходят создаваемые ею преимущества, организации лучше не использовать эту систему контроля вообще или же ввести менее тщательный контроль. Вообще, поскольку в контроле скрыто много побочных затрат, таких как затраты рабочего времени и отвлечение ресурсов, которые могли бы быть затрачены на решение других задач, то для того, чтобы контроль был экономически оправдан, отношение затрат к возможной прибыли у него должно быть довольно низким. Конечно, для того чтобы определить реальное соотношение затрат и прибыли для системы контроля, необходимо рассматривать как долгосрочные аспекты, так и краткосрочные. Если и существует какое-либо твердое правило контроля, то оно, прежде всего, состоит в том, что любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает контроля над ситуацией, а направляет работу по ложному пути, что является еще одним синонимом потери контроля.
Рекомендации по проведению эффективного контроля:
Необходимы осмысленные требования, воспринимаемые сотрудниками.
Следует устанавливать обратную связь с сотрудниками.
Целесообразно избегать чрезмерного контроля.
Следует устанавливать жесткие, но достижимые требования.
Необходимо вознаграждать за выполнение требований.
Не следует контролировать скрыто.
Нужно контролировать не только «любимый» участок.
Необходимо сочетать плановые и неплановые проверки.
- Раздел 1.
- Тема 1. Введение в менеджмент. Предмет и задачи курса
- Тема 2. Эволюция науки управления и концепций менеджмента. Развитие отечественной теории и практики управления
- Тема 3. Основные модели менеджмента: американская, японская, европейская и др.
- Раздел 2.
- Тема 4. Методологические основы управления и менеджмента
- Тема 5. Основные формы организации системы менеджмента
- Тема 6. Цели, принципы, функции и методы управления
- Тема 7. Интеграционные процессы и инфраструктура менеджмента
- Тема 8. Системная характеристика социально-экономических систем (организаций)
- Раздел 3.
- Тема 9. . Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
- Тема 10. Организационные отношения в системе менеджмента
- Тема 11. Мотивация деятельности в менеджменте
- Тема 12. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- Раздел 4.
- Тема 13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
- Тема 14. Руководство: власть и партнерство. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
- Тема 15. Социальная ответственность и этика менеджмента
- Тема 16. Конфликтность в менеджменте
- Тема 17. Факторы эффективности менеджмента. Заключение.
- Тема 1. Введение в менеджмент. Предмет и задачи курса
- 1.1. Введение в учебную дисциплину
- 1.1.1. Задачи изучения дисциплины
- 1.1.2. Предмет и содержание курса, его место в системе общепрофессиональных и специальных дисциплин
- 1.1.3. Управление в социально-экономических системах
- 1.2. Сущность и задачи менеджмента
- 1.2.1. Определение понятий «менеджмент», «управление»
- 1.2.2. Менеджмент как теория, практика и искусство управления
- 1.2.3. Менеджмент как область знания и методологическая база управленческой практики
- 1.2.4. Менеджмент в условиях рыночной экономики России
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 2. Эволюция науки управления и концепций менеджмента. Развитие отечественной теории и практики управления
- 2.1. Значение исторического опыта организации систем управления в развитии теории управления
- 2.1.1. Управление как универсальный метод жизни человеческого общества
- 2.1.2. Развитие теории управления и менеджмента в трудах а. Смита, д. Рикардо
- 2.2. Подходы к управлению с точки зрения различных школ
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Школа административного управления
- 2.2.3. Школа человеческих отношений
- 2.2.4. Школа с позиции поведения человека в производстве
- 2.2.5. Количественная школа науки управления
- 2.3. Современные научные подходы к управлению
- 2.3.1. Процессный подход
- 2.3.2. Ситуационный подход
- 2.3.3.Системный подход
- 2.4. Этапы развития отечественной теории и практики управления
- 2.4.1. Основные этапы развития управленческой мысли в России
- 2.4.2. Формирование первых отечественных школ управления и их представители
- 2.5. Формирование теории управления общественным производством как науки и учебной дисциплины
- 2.5.1. Развитие целостной хозяйственной системы тоталитарного общества (период 30-х и середина 50-х годов)
- 2.5.2. Период реформ, направленных на реорганизацию системы управления (вторая половина 50-х годов и конец 80-х годов)
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 3. Основные модели менеджмента: американская, японская, европейская и др.
- 3.1.1. Основные черты современной американской модели менеджмента
- 3.1.2. Концепция партисипативного управления
- 3.2. Особенности японской модели менеджмента
- 3.2.1. Сущность японского менеджмента
- 3.2.2. Сравнительная характеристика японской, американской и российской моделей менеджмента
- 3.3. Особенности западноевропейской модели менеджмента
- 3.3.1. Концепция «социального рыночного хозяйства» л. Эрхарда
- 3.3.2. Шведская модель социализма
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 4. Методологические основы управления и менеджмента
- 4.1. Природа отношений управления
- 4.2. Методы теории (науки) управления и менеджмента
- Изучение документации организации;
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Основные формы организации системы менеджмента
- 5.1. Формы организации системы менеджмента
- 5.2. Компоненты менеджмента
- 5.3. Общая характеристика видов менеджмента
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 6. Цели, принципы, функции и методы управления
- 6.1. Цели и задачи в системе современного менеджмента
- 6.1.1. Практическое значение «дерева целей» организации
- 6.1.2. Классификация целей организации
- 6.2. Принципы управления
- 6.3. Понятие и классификация функций управления
- 6.3.1. Понятие и взаимосвязь функций управления
- 6.3.2. Значение функции организации в менеджменте
- 6.3.3. Определение нормы управления и делегирование полномочий
- 6.3.4. Характеристика состава функций, прав и обязанностей на разных уровнях менеджмента
- 6.3.5. Понятие об основных производственных функциях менеджмента
- 6.4. Общая характеристика методов управления
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 7. Интеграционные процессы и инфраструктура менеджмента
- 7.1. Понятие об интеграционных процессах в менеджменте
- 7.2. Характеристика внутренней и внешней среды организации
- 7.2.1. Понятие о внутренних переменных как ситуационных факторах организации
- 7.2.2. Формирование системной модели внутренних переменных
- 7.2.3. Характеристика внешней среды организации
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 8. Системная характеристика социально-экономических систем (организаций)
- 8.1. Понятие организации: системный подход к организации, поведенческий подход к организации
- 8.1.1. Системный и поведенческий подходы к организации
- 8.1.2. Организация как открытая система
- 8.1.3. Общая характеристика формальных и неформальных организаций
- 8.1.4. «Жизненный цикл» организации и его практическое значение
- 8.2. Коммуникации между организацией и ее средой
- 8.2.1. Понятие о коммуникационном процессе в менеджменте
- 8.2.2. Методы преодоления коммуникационных барьеров
- 8.3. Сущность процесса принятия решений
- 8.3.1. Модель принятия управленческих решений
- 8.3.2. Общая характеристика моделей и методов принятия решений
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 9. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
- 9.1. Элементы и основные понятия функции “планирование”
- 9.1.1. Определение миссии организации и ее значение в практической деятельности
- Отношение к персоналу. Заявление об отношении компании к ее персоналу.
- 9.1.2. Общая характеристика стратегического и текущего планирования в системе менеджмента
- 9.1.3. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования
- 9.1.4. Назначение, особенности и структура бизнес-плана
- 9.2. Понятие «конкуренция» и типы конкурентных стратегий
- 9.2.1. Стратегия и тактика организации как факторы конкурентного преимущества
- 9.2.2. Типовые стратегии фирмы
- Первая типовая стратегия: минимизация издержек
- Вторая типовая стратегия: дифференциация
- Третья типовая стратегия: концентрация
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 10. Организационные отношения в системе менеджмента
- 10.1. Основы проектирования организационных структур
- 10.1.1. Понятия о функциональной структуре менеджмента
- 10.1.2. Классификация организационных структур
- 10.1.3. Принципыформирования организационных структур
- 10.1.4. Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе
- 10.2. Закономерности организации, их определение и состав
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 11. Мотивация деятельности в менеджменте
- 11.1. Смысл и эволюция понятия «мотивация»
- 11.2. Краткая характеристика содержательных теорий мотивации
- 11.2.1. Основные содержательные теории мотивации
- 11.2.2. Сопоставление теорий Маслоу, МакКлелланда и Герцберга
- 11.3. Краткая характеристика процессуальных теорий мотивации
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 12. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- 12.1. Сущность понятие и виды контроля
- 12.2. Этапы процесса контроля
- 1). Установление стандартов (рис.12.2.)
- 2). Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами (рис. 12.3)
- 3). Принятие необходимых корректирующих действий
- 12.3.Сущность внутрифирменного контроля
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
- Материалы для самостоятельной работы
- 13.1. Значение группы и методы повышения ее эффективности
- 13.1.1. Понятие группы и особенности групповой деятельности
- 13.1.2. Управление неформальной организацией и методы повышения эффективности групп
- Характеристики неформальных организаций
- 13.2. Теории лидерства и стили руководства в современном менеджменте
- 13.2.1. Сущность лидерства
- 13.2.2. Теории лидерства в науке управления
- 13.2.3. Эволюция стратегии руководства в современных условиях: основные стили организации поведения
- 13.3. Развитие и оценка деловые качеств менеджера
- 13.3.1. Классификация и оценка деловых качеств менеджера
- 13.3.2. Развитие навыков и способностей менеджеров на основе использования концепции ограничения
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 14. Руководство: власть и партнерство. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
- 14.1. Руководство в менеджменте
- 14.1.1. Влияние и власть
- 14.1.2. Формы, виды власти и влияния
- 1). Влияние путем убеждения
- 2). Влияние через участие (привлечение) трудящихся в управлении
- 14.1.3. Диапазон стилей руководства. Адаптивное руководство
- 14.2. Корпоративная культура организации
- 14.2.1. Обзор менеджерских функций в различных видах хозяйственной деятельности
- 14.2.2. Сущность корпоративной культуры
- 14.2.3. Этапы формирования корпоративной культуры
- 14.3. Имидж менеджера и организации
- 14. 3.1. Культура одежды бизнесмена
- 14.3.2. Культура одежды деловой женщины
- 14.3. 3. Владение искусством устной и письменной деловой речи
- 14.3.4. Деловой этикет бизнесмена
- 14. 3.5.Нормы деловой этики
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 15. Социальная ответственность и этика менеджмента
- 15.1. Понятие этики в современном управлении
- 15.2. Понятие юридической и социальной ответственности организации
- 15.3. Этикет предпринимателя
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 16. Конфликтность в менеджменте
- 16.1. Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе
- 16.2.Управление конфликтной ситуацией. Функции организационного конфликта
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 17. Факторы эффективности менеджмента
- 17.1. Характеристика основных факторов эффективности менеджмента
- 17.2. Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента
- Необходимые личностные качества:
- Ограничения:
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература