5.3. Общая характеристика видов менеджмента
Специальные виды менеджмента представлены на рис. 5.4.
Рис. 5.4. Специальные виды менеджмента
Стратегический менеджмент
Стратегический менеджмент - это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий.
Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. «Стратегия» - от греческого "strategia" - "веду войско". Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению.
Цель стратегического менеджмента сводиться к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь максимальное развитие через определенный промежуток времени.
Основные задачи стратегического менеджмента:
распределение ресурсов наиболее эффективным образом для развития организации;
осуществление функций планирования и контроля за реализацией поставленной стратегической цели;
определение наиболее перспективных направлений развития организации.
Основные особенности стратегического менеджмента:
Ориентирован на длительную рыночную перспективу (5 и более лет).
Предполагает взаимодействие различных хозяйственных подразделений, осуществляющих единую хозяйственную политику.
Основные принципы стратегического менеджмента определяются состоянием и изменениями внешней среды.
Экологический менеджмент
В самом общем виде и экологическое управление, и экологический менеджмент можно определить как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на реализацию экологических целей проектов и программ.
Экологический менеджмент - инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости.
Экологическое управление - деятельность государственных органов и экономических субъектов, главным образом направленная на соблюдение обязательных требований природоохранительного законодательства, а также на разработку и реализацию соответствующих целей, проектов и программ.
Деятельность в области экологического менеджмента уже на первых этапах своего развития (предотвращения воздействия на окружающую среду) способна приводить к существенным экономическим эффектам за счет:
рационального использования сырья, материалов, энергетических ресурсов;
снижения потерь;
повышения качества продукции;
уменьшения брака;
снижения экологических платежей и штрафных санкций;
повышения производительности труда;
уменьшения аварий и затрат на ликвидацию их последствий.
К основным функциям экологического управления и менеджмента относятся:
обоснование экологической политики и обязательств;
планирование экологической деятельности;
организация внутренней и внешней экологической деятельности;
управление персоналом;
управление воздействием на окружающую среду и использованием ресурсов;
внутренний экологический мониторинг и экологический контроль;
анализ и оценка результатов экологической деятельности;
пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента.
Функции экологического управления и экологического менеджмента в целом совпадают. Каждой функции экологического менеджмента и экологического управления соответствует определенные задачи, соответствующие внутренней или внешней деятельности. Разработка и внедрение системы экологического менеджмента требует определенных временных и ресурсных затрат, но, в конечном итоге, она, как и вся производственная деятельность, приносит весьма ощутимую прибыль.
Банковский менеджмент
Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции.
Банк - это организация, осуществляющая управление капиталом - собственным и заемным. Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов.
Банковский менеджмент - это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.
Поэтому главная задача банковского менеджмента - это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров.
Международный менеджмент
Международный менеджмент является видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ компании за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия
Структура международного менеджмента должна быть схожей со структурой национального (или странового менеджмента), то есть включать в себя проблемы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом:
исследование, анализ и оценка внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;
процессы коммуникации и принятия решений (включая модели и методы);
базовые функции управления (стратегическое планирование и реализация стратегий; построение организации; мотивация, контроль и координация);
вопросы групповой динамики и руководства;
вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).
Международный бизнес - это в первую очередь деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах.
Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций (продажи данного товара в другой стране, налаживание фирмой одной страны производства в другой, предоставление услуг совместно фирмами двух стран третьей и т. д.) обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах.
Финансовый менеджмент
Финансовый менеджмент - управление системой денежных отношений (финансами), выражающихся в образовании доходов (денежных фондов и ресурсов), осуществлении расходов (распределении и перераспределении фондов, ресурсов), контроле эффективности названных процессов.
Финансовый менеджмент как наука - это система принципов, методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятии и организации оборота его денежных средств.
Целесообразно различать финансовый менеджмент в узком смысле слова, как управление финансовыми ресурсами или финансовыми потоками (традиционное понимание) и финансовый менеджмент в широком понимании, как финансовое управление или управление финансовым состоянием предприятия, то есть управление предприятием в целом, взаимоувязка всех компонент (областей) менеджмента с позиции достижения желаемого финансового результата.
Цель финансового менеджмента - максимизация благосостояния собственников с помощью рациональной финансовой политики на основе:
долгосрочной максимизации прибыли;
максимизации рыночной стоимости фирмы.
Задачи финансового менеджмента
обеспечение формирования объема финансовых ресурсов, необходимого для обеспечения намеченной деятельности;
обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов;
оптимизация денежного оборота;
оптимизации расходов;
обеспечение максимизации прибыли предприятия;
обеспечение минимизации уровня финансового риска;
обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия.
обеспечение устойчивых темпов роста экономического потенциала;
оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия на предстоящие периоды;
обеспечения целевой рентабельности;
избежание банкротства (антикризисное управление);
обеспечения текущей финансовой устойчивости организации.
Основные принципы финансового менеджмента:
финансовой самостоятельности предприятия;
самофинансирования;
материальной заинтересованности;
материальной ответственности;
обеспеченности рисков финансовыми резервами.
Функции финансового менеджмента подразделяются на две группы:
функции финансового менеджмента как управляющей системы;
функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием.
Можно выделить следующие функции финансового менеджмента как системы управления:
финансовое планирование (бюджетирование);
финансовая организация;
мотивация на достижение намеченных финансовых показателей;
финансовый контроль (контроллинг или управленческий учет).
Функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием:
управление активами;
управление капиталом;
управление инвестициями;
денежными потоками;
финансовыми рисками.
От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
Инновационный менеджмент
Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Объектами управления в инновационном менеджменте является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок.
Инновация (от английского, "innovation") означает нововведение как результат практического или научно-технического освоения новшества. В современной концепции инноватики принято различать нововведения-продукты, нововведения-процессы производственно-технологические, модификации продуктов и услуг.
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
новые для отрасли в мире;
новые для отрасли в стране;
новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
радикальные (базовые);
улучшающие;
модификационные (частные).
Главная цель инновационного менеджера - снизить риск в жизнедеятельности фирмы и создать комфортные условия работы для сотрудников (рис. 5.5.):.
Планирование: составление плана реализации стратегии.
Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
Исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана.
Руководство: контроль и анализ, корректировка действий; накопление опыта; оценка эффективности инновационных проектов; инновационных управленческих решений, применения новшеств.
Рис. 5.5.Схема инновационного менеджмента
Способы снижения риска в инновационной деятельности
Метод распределения рисков. Здесь минимизация рисков осуществляется путем распределения рисков между участниками проекта, чтобы сделать ответственным за риск участника, который в состоянии лучше всех рассчитать и контролировать риски и наиболее устойчивого в финансовом отношении, способного преодолеть последствия от действия рисков. Передача риска инновационной деятельности, как правило, производится путем заключения нижеприведенных типов контрактов:
Строительные контракты. При заключении подобного контракта все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная фирма.
Аренда машин и оборудования (лизинг). Часть рисков, связанных с использованием арендованного имущества, остается «лежать» на собственнике и часть рисков может быть передана арендатору путем специальных оговоров в договоре аренды.
Контракты на хранение и перевозку грузов. Здесь предпринимательская инновационная фирма передает транспортной компании риски, связанные со случайной либо по вине транспортной компании гибелью или порчей продукции.
Контракты продажи, обслуживания, снабжения. Договора, связанные с распространением товаров и услуг, также предоставляют инновационной предпринимательской фирме возможности по снижению риска путем их передачи.
Договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования). В данном случае речь идет о передаче инновационным предприятием кредитного риска.
Биржевые сделки снижают риск снабжения инновационного проекта в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок.
Метод диверсификации. Данный метод позволяет снизить портфельные риски за счет разнонаправленности инвестиций. Портфели, состоящие из рисковых финансовых активов, могут быть сформированы таким образом, что если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточным, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль. Это спасет предпринимательскую фирму от банкротства.
Метод страхования и хеджирования. Страхование как система экономических отношений включает образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределение и перераспределение) для преодоления путем выплаты страхового возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями).
Хеджирование — эффективный способ: снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры с помощью заключения срочных контрактов (фьючерсов и опционов). Покупая и продавая срочные контракты, предприниматель защищает себя от колебания цен на рынке и тем самым повышает определенность результатов своей производственно-хозяйственной деятельности.
Организация защиты коммерческой тайны. Большое значение для снижения инновационного риска играет организация защиты коммерческой тайны на предприятии, т.к. в некоторых случаях техническая и коммерческая информация о разрабатываемом на фирме инновационном проекте может «подтолкнуть» конкурентов к параллельным разработкам. Для обеспечения защиты коммерческой тайны на предприятиях должен вводиться определенный порядок работы с информацией и доступа к ней, включающий в себя комплекс правовых, административных, организационных, инженерно-технических, финансовых, социальных и иных мер, основывающихся на правовых нормах Российской Федерации, и организационно-распорядительных документов, действующих в организации.
Выбор конкретных путей минимизации риска зависит от опыта руководителя и возможностей инновационного предприятия. Однако для достижения более эффективного результата, как правило, используется не один, а совокупность методов минимизации рисков на всех стадиях осуществления предпринимательского проекта.
Производственный менеджмент
Производственный менеджмент - комплексная система обеспечения конкурентоспособности впускаемого продукта на конкретном рынке. В производственном менеджменте рассматриваются теоретические, методические и практические вопросы организации производственной деятельности.
Основными элементами системы производственного менеджмента являются:
организационная структура системы управления (управляющая подсистема);
производственная структура (управляемая подсистема);
прогнозирование и планирование деятельности предприятия;
организация основного производства;
организация обслуживающего производства;
организация подготовки производства новой продукции;
реализация стратегии маркетинга.
К функциям производственного менеджмента относятся: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование. Если перечисленные функции представить как систему переходящих один в другой компонентов, то в его центре будет функция координации, соединенная с каждой функцией.
Производствeнный мeнeджмeнт oпpeдeляeт:
oптимaльный oбъeм и cтpyктypy выпycкaeмoй пpoдyкции;
иcпoльзyeмыe тexнoлoгии;
paциoнaльный cпocoб зaгpyзки oбopyдoвaния;
paccтaнoвкy кaдpoв;
yпpaвлeниe пepcoнaлoм;
cпocoбы paзpeшeния кoнфликтoв;
cпocoбы устpaнeния cбoeв и нeпoлaдoк;
мeтoды пpoвeдeния тeкyщeгo кoнтpoля.
Производственный менеджмент интегрирует в себе или вокруг себя все виды менеджмента: инновационный, финансовый, налоговый, маркетинговый и др. Эффективность производственного менеджмента во многом определяется точностью прогнозов стратегических тенденций развития общества, идеологии, производственных и информационных технологий, форм интеграции, организации производства, инновационной политики и др.
- Раздел 1.
- Тема 1. Введение в менеджмент. Предмет и задачи курса
- Тема 2. Эволюция науки управления и концепций менеджмента. Развитие отечественной теории и практики управления
- Тема 3. Основные модели менеджмента: американская, японская, европейская и др.
- Раздел 2.
- Тема 4. Методологические основы управления и менеджмента
- Тема 5. Основные формы организации системы менеджмента
- Тема 6. Цели, принципы, функции и методы управления
- Тема 7. Интеграционные процессы и инфраструктура менеджмента
- Тема 8. Системная характеристика социально-экономических систем (организаций)
- Раздел 3.
- Тема 9. . Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
- Тема 10. Организационные отношения в системе менеджмента
- Тема 11. Мотивация деятельности в менеджменте
- Тема 12. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- Раздел 4.
- Тема 13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
- Тема 14. Руководство: власть и партнерство. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
- Тема 15. Социальная ответственность и этика менеджмента
- Тема 16. Конфликтность в менеджменте
- Тема 17. Факторы эффективности менеджмента. Заключение.
- Тема 1. Введение в менеджмент. Предмет и задачи курса
- 1.1. Введение в учебную дисциплину
- 1.1.1. Задачи изучения дисциплины
- 1.1.2. Предмет и содержание курса, его место в системе общепрофессиональных и специальных дисциплин
- 1.1.3. Управление в социально-экономических системах
- 1.2. Сущность и задачи менеджмента
- 1.2.1. Определение понятий «менеджмент», «управление»
- 1.2.2. Менеджмент как теория, практика и искусство управления
- 1.2.3. Менеджмент как область знания и методологическая база управленческой практики
- 1.2.4. Менеджмент в условиях рыночной экономики России
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 2. Эволюция науки управления и концепций менеджмента. Развитие отечественной теории и практики управления
- 2.1. Значение исторического опыта организации систем управления в развитии теории управления
- 2.1.1. Управление как универсальный метод жизни человеческого общества
- 2.1.2. Развитие теории управления и менеджмента в трудах а. Смита, д. Рикардо
- 2.2. Подходы к управлению с точки зрения различных школ
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Школа административного управления
- 2.2.3. Школа человеческих отношений
- 2.2.4. Школа с позиции поведения человека в производстве
- 2.2.5. Количественная школа науки управления
- 2.3. Современные научные подходы к управлению
- 2.3.1. Процессный подход
- 2.3.2. Ситуационный подход
- 2.3.3.Системный подход
- 2.4. Этапы развития отечественной теории и практики управления
- 2.4.1. Основные этапы развития управленческой мысли в России
- 2.4.2. Формирование первых отечественных школ управления и их представители
- 2.5. Формирование теории управления общественным производством как науки и учебной дисциплины
- 2.5.1. Развитие целостной хозяйственной системы тоталитарного общества (период 30-х и середина 50-х годов)
- 2.5.2. Период реформ, направленных на реорганизацию системы управления (вторая половина 50-х годов и конец 80-х годов)
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 3. Основные модели менеджмента: американская, японская, европейская и др.
- 3.1.1. Основные черты современной американской модели менеджмента
- 3.1.2. Концепция партисипативного управления
- 3.2. Особенности японской модели менеджмента
- 3.2.1. Сущность японского менеджмента
- 3.2.2. Сравнительная характеристика японской, американской и российской моделей менеджмента
- 3.3. Особенности западноевропейской модели менеджмента
- 3.3.1. Концепция «социального рыночного хозяйства» л. Эрхарда
- 3.3.2. Шведская модель социализма
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 4. Методологические основы управления и менеджмента
- 4.1. Природа отношений управления
- 4.2. Методы теории (науки) управления и менеджмента
- Изучение документации организации;
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Основные формы организации системы менеджмента
- 5.1. Формы организации системы менеджмента
- 5.2. Компоненты менеджмента
- 5.3. Общая характеристика видов менеджмента
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 6. Цели, принципы, функции и методы управления
- 6.1. Цели и задачи в системе современного менеджмента
- 6.1.1. Практическое значение «дерева целей» организации
- 6.1.2. Классификация целей организации
- 6.2. Принципы управления
- 6.3. Понятие и классификация функций управления
- 6.3.1. Понятие и взаимосвязь функций управления
- 6.3.2. Значение функции организации в менеджменте
- 6.3.3. Определение нормы управления и делегирование полномочий
- 6.3.4. Характеристика состава функций, прав и обязанностей на разных уровнях менеджмента
- 6.3.5. Понятие об основных производственных функциях менеджмента
- 6.4. Общая характеристика методов управления
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 7. Интеграционные процессы и инфраструктура менеджмента
- 7.1. Понятие об интеграционных процессах в менеджменте
- 7.2. Характеристика внутренней и внешней среды организации
- 7.2.1. Понятие о внутренних переменных как ситуационных факторах организации
- 7.2.2. Формирование системной модели внутренних переменных
- 7.2.3. Характеристика внешней среды организации
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 8. Системная характеристика социально-экономических систем (организаций)
- 8.1. Понятие организации: системный подход к организации, поведенческий подход к организации
- 8.1.1. Системный и поведенческий подходы к организации
- 8.1.2. Организация как открытая система
- 8.1.3. Общая характеристика формальных и неформальных организаций
- 8.1.4. «Жизненный цикл» организации и его практическое значение
- 8.2. Коммуникации между организацией и ее средой
- 8.2.1. Понятие о коммуникационном процессе в менеджменте
- 8.2.2. Методы преодоления коммуникационных барьеров
- 8.3. Сущность процесса принятия решений
- 8.3.1. Модель принятия управленческих решений
- 8.3.2. Общая характеристика моделей и методов принятия решений
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 9. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
- 9.1. Элементы и основные понятия функции “планирование”
- 9.1.1. Определение миссии организации и ее значение в практической деятельности
- Отношение к персоналу. Заявление об отношении компании к ее персоналу.
- 9.1.2. Общая характеристика стратегического и текущего планирования в системе менеджмента
- 9.1.3. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования
- 9.1.4. Назначение, особенности и структура бизнес-плана
- 9.2. Понятие «конкуренция» и типы конкурентных стратегий
- 9.2.1. Стратегия и тактика организации как факторы конкурентного преимущества
- 9.2.2. Типовые стратегии фирмы
- Первая типовая стратегия: минимизация издержек
- Вторая типовая стратегия: дифференциация
- Третья типовая стратегия: концентрация
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 10. Организационные отношения в системе менеджмента
- 10.1. Основы проектирования организационных структур
- 10.1.1. Понятия о функциональной структуре менеджмента
- 10.1.2. Классификация организационных структур
- 10.1.3. Принципыформирования организационных структур
- 10.1.4. Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе
- 10.2. Закономерности организации, их определение и состав
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 11. Мотивация деятельности в менеджменте
- 11.1. Смысл и эволюция понятия «мотивация»
- 11.2. Краткая характеристика содержательных теорий мотивации
- 11.2.1. Основные содержательные теории мотивации
- 11.2.2. Сопоставление теорий Маслоу, МакКлелланда и Герцберга
- 11.3. Краткая характеристика процессуальных теорий мотивации
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 12. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- 12.1. Сущность понятие и виды контроля
- 12.2. Этапы процесса контроля
- 1). Установление стандартов (рис.12.2.)
- 2). Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами (рис. 12.3)
- 3). Принятие необходимых корректирующих действий
- 12.3.Сущность внутрифирменного контроля
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
- Материалы для самостоятельной работы
- 13.1. Значение группы и методы повышения ее эффективности
- 13.1.1. Понятие группы и особенности групповой деятельности
- 13.1.2. Управление неформальной организацией и методы повышения эффективности групп
- Характеристики неформальных организаций
- 13.2. Теории лидерства и стили руководства в современном менеджменте
- 13.2.1. Сущность лидерства
- 13.2.2. Теории лидерства в науке управления
- 13.2.3. Эволюция стратегии руководства в современных условиях: основные стили организации поведения
- 13.3. Развитие и оценка деловые качеств менеджера
- 13.3.1. Классификация и оценка деловых качеств менеджера
- 13.3.2. Развитие навыков и способностей менеджеров на основе использования концепции ограничения
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 14. Руководство: власть и партнерство. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
- 14.1. Руководство в менеджменте
- 14.1.1. Влияние и власть
- 14.1.2. Формы, виды власти и влияния
- 1). Влияние путем убеждения
- 2). Влияние через участие (привлечение) трудящихся в управлении
- 14.1.3. Диапазон стилей руководства. Адаптивное руководство
- 14.2. Корпоративная культура организации
- 14.2.1. Обзор менеджерских функций в различных видах хозяйственной деятельности
- 14.2.2. Сущность корпоративной культуры
- 14.2.3. Этапы формирования корпоративной культуры
- 14.3. Имидж менеджера и организации
- 14. 3.1. Культура одежды бизнесмена
- 14.3.2. Культура одежды деловой женщины
- 14.3. 3. Владение искусством устной и письменной деловой речи
- 14.3.4. Деловой этикет бизнесмена
- 14. 3.5.Нормы деловой этики
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 15. Социальная ответственность и этика менеджмента
- 15.1. Понятие этики в современном управлении
- 15.2. Понятие юридической и социальной ответственности организации
- 15.3. Этикет предпринимателя
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 16. Конфликтность в менеджменте
- 16.1. Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе
- 16.2.Управление конфликтной ситуацией. Функции организационного конфликта
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 17. Факторы эффективности менеджмента
- 17.1. Характеристика основных факторов эффективности менеджмента
- 17.2. Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента
- Необходимые личностные качества:
- Ограничения:
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература