14.1.3. Диапазон стилей руководства. Адаптивное руководство
Стиль управления – типичная манера и способ поведения менеджера. Существует несколько классификаций стилей менеджмента, одна из классификаций была приведена в теме 13. Кроме того, стили могут классифицироваться по следующим критериям:
Критерий участия исполнителей в управлении:
авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает – сотрудники исполняют);
сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений);
автономный (менеджер играет сдерживающую роль – сотрудники решают сами, обычно большинством).
Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:
управление через инновацию (разработка инновации – как руководящее задание);
управление с помощью задания цели (на каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем).
Критерий преимущественной ориентации:
слабое управление – нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала;
управление по задачам – с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения;
клубное управление – господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач;
управление по среднему пути – достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда;
сильное управление - идеальный стиль.
На рис.14.2. представлена модель Блейка – Мутона, включающая 5 основных стилей руководства. Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Всего мы получаем 81 позицию (9х9), т.е. 81 вариант стиля управления. Блейк и Моутон описали пять крайних и наиболее характерных позиций матрицы:
Рис.14. 2. Модель Блейка – Мутона
1.1. – нищета управления (примитивное руководство). Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства.
1.9. – клубное управление (социальное руководство). Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства.
9.1. – авторитет – подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эта позиция характерна для менеджеров, которые во главу угла ставят заботу о производстве и практически не осуществляют никакой социальной деятельности.
5.5. – организация (производственно-социальное управление). Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве.
9.9. – команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству.
Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства – оптимальным стилем – было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, повышая эффективность своей работы.
Успех стиля управления можно оценивать по критериям:
воздействия на прибыль и издержки;
реализации задач при разработке продукции;
реализации задач организации;
реализации задач в управлении персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).
Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:
личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования);
зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков);
организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля);
условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).
Поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда).
Адаптивное руководство
Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству, чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен:
хорошо представлять способности исполнителей и свои собственные;
понимать природу задачи;
знать потребности исполнителей.
Но даже хорошо все это представляя, очень легко допустить ошибку в суждениях о людях. Поэтому руководитель должен всегда быть готовым к переоценке суждений, и если необходимо, то к соответствующему изменению стиля руководства. Руководитель, который выбрал определенный стиль руководства и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации, на более высоком посту, где все его непосредственные подчиненные ориентированы на другие достижения.
Аналогичная ситуация может возникнуть, если руководитель переведен из подразделения с высокоструктурированными задачами в подразделение с неструктурированными, творческими задачами. Эффективные руководители реагируют на ситуации гибко, меняя стили руководства.
Руководитель должен научиться пользоваться всеми методами и стилями влияния и выбирать наиболее подходящий для конкретной ситуации. Лучший стиль – это адаптивный стиль, стиль, «ориентированный на реальность».
Эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному в зависимости от требований реальности. Руководство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать или обосновать единую теорию руководства. Можно полагать, что при соответствующей подготовке руководители смогут научиться выбирать стиль, сообразный ситуации. В некоторых ситуациях руководители помогут эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя работы и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку подчиненным. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчиненным в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы. Со временем те же самые руководители сочтут необходимым сменить стиль, сообразуясь с изменением характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, с давлением со стороны высшего руководства и со многими другими факторами, характерными для предприятия.
- Раздел 1.
- Тема 1. Введение в менеджмент. Предмет и задачи курса
- Тема 2. Эволюция науки управления и концепций менеджмента. Развитие отечественной теории и практики управления
- Тема 3. Основные модели менеджмента: американская, японская, европейская и др.
- Раздел 2.
- Тема 4. Методологические основы управления и менеджмента
- Тема 5. Основные формы организации системы менеджмента
- Тема 6. Цели, принципы, функции и методы управления
- Тема 7. Интеграционные процессы и инфраструктура менеджмента
- Тема 8. Системная характеристика социально-экономических систем (организаций)
- Раздел 3.
- Тема 9. . Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
- Тема 10. Организационные отношения в системе менеджмента
- Тема 11. Мотивация деятельности в менеджменте
- Тема 12. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- Раздел 4.
- Тема 13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
- Тема 14. Руководство: власть и партнерство. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
- Тема 15. Социальная ответственность и этика менеджмента
- Тема 16. Конфликтность в менеджменте
- Тема 17. Факторы эффективности менеджмента. Заключение.
- Тема 1. Введение в менеджмент. Предмет и задачи курса
- 1.1. Введение в учебную дисциплину
- 1.1.1. Задачи изучения дисциплины
- 1.1.2. Предмет и содержание курса, его место в системе общепрофессиональных и специальных дисциплин
- 1.1.3. Управление в социально-экономических системах
- 1.2. Сущность и задачи менеджмента
- 1.2.1. Определение понятий «менеджмент», «управление»
- 1.2.2. Менеджмент как теория, практика и искусство управления
- 1.2.3. Менеджмент как область знания и методологическая база управленческой практики
- 1.2.4. Менеджмент в условиях рыночной экономики России
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 2. Эволюция науки управления и концепций менеджмента. Развитие отечественной теории и практики управления
- 2.1. Значение исторического опыта организации систем управления в развитии теории управления
- 2.1.1. Управление как универсальный метод жизни человеческого общества
- 2.1.2. Развитие теории управления и менеджмента в трудах а. Смита, д. Рикардо
- 2.2. Подходы к управлению с точки зрения различных школ
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Школа административного управления
- 2.2.3. Школа человеческих отношений
- 2.2.4. Школа с позиции поведения человека в производстве
- 2.2.5. Количественная школа науки управления
- 2.3. Современные научные подходы к управлению
- 2.3.1. Процессный подход
- 2.3.2. Ситуационный подход
- 2.3.3.Системный подход
- 2.4. Этапы развития отечественной теории и практики управления
- 2.4.1. Основные этапы развития управленческой мысли в России
- 2.4.2. Формирование первых отечественных школ управления и их представители
- 2.5. Формирование теории управления общественным производством как науки и учебной дисциплины
- 2.5.1. Развитие целостной хозяйственной системы тоталитарного общества (период 30-х и середина 50-х годов)
- 2.5.2. Период реформ, направленных на реорганизацию системы управления (вторая половина 50-х годов и конец 80-х годов)
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 3. Основные модели менеджмента: американская, японская, европейская и др.
- 3.1.1. Основные черты современной американской модели менеджмента
- 3.1.2. Концепция партисипативного управления
- 3.2. Особенности японской модели менеджмента
- 3.2.1. Сущность японского менеджмента
- 3.2.2. Сравнительная характеристика японской, американской и российской моделей менеджмента
- 3.3. Особенности западноевропейской модели менеджмента
- 3.3.1. Концепция «социального рыночного хозяйства» л. Эрхарда
- 3.3.2. Шведская модель социализма
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 4. Методологические основы управления и менеджмента
- 4.1. Природа отношений управления
- 4.2. Методы теории (науки) управления и менеджмента
- Изучение документации организации;
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Основные формы организации системы менеджмента
- 5.1. Формы организации системы менеджмента
- 5.2. Компоненты менеджмента
- 5.3. Общая характеристика видов менеджмента
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 6. Цели, принципы, функции и методы управления
- 6.1. Цели и задачи в системе современного менеджмента
- 6.1.1. Практическое значение «дерева целей» организации
- 6.1.2. Классификация целей организации
- 6.2. Принципы управления
- 6.3. Понятие и классификация функций управления
- 6.3.1. Понятие и взаимосвязь функций управления
- 6.3.2. Значение функции организации в менеджменте
- 6.3.3. Определение нормы управления и делегирование полномочий
- 6.3.4. Характеристика состава функций, прав и обязанностей на разных уровнях менеджмента
- 6.3.5. Понятие об основных производственных функциях менеджмента
- 6.4. Общая характеристика методов управления
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 7. Интеграционные процессы и инфраструктура менеджмента
- 7.1. Понятие об интеграционных процессах в менеджменте
- 7.2. Характеристика внутренней и внешней среды организации
- 7.2.1. Понятие о внутренних переменных как ситуационных факторах организации
- 7.2.2. Формирование системной модели внутренних переменных
- 7.2.3. Характеристика внешней среды организации
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 8. Системная характеристика социально-экономических систем (организаций)
- 8.1. Понятие организации: системный подход к организации, поведенческий подход к организации
- 8.1.1. Системный и поведенческий подходы к организации
- 8.1.2. Организация как открытая система
- 8.1.3. Общая характеристика формальных и неформальных организаций
- 8.1.4. «Жизненный цикл» организации и его практическое значение
- 8.2. Коммуникации между организацией и ее средой
- 8.2.1. Понятие о коммуникационном процессе в менеджменте
- 8.2.2. Методы преодоления коммуникационных барьеров
- 8.3. Сущность процесса принятия решений
- 8.3.1. Модель принятия управленческих решений
- 8.3.2. Общая характеристика моделей и методов принятия решений
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 9. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
- 9.1. Элементы и основные понятия функции “планирование”
- 9.1.1. Определение миссии организации и ее значение в практической деятельности
- Отношение к персоналу. Заявление об отношении компании к ее персоналу.
- 9.1.2. Общая характеристика стратегического и текущего планирования в системе менеджмента
- 9.1.3. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования
- 9.1.4. Назначение, особенности и структура бизнес-плана
- 9.2. Понятие «конкуренция» и типы конкурентных стратегий
- 9.2.1. Стратегия и тактика организации как факторы конкурентного преимущества
- 9.2.2. Типовые стратегии фирмы
- Первая типовая стратегия: минимизация издержек
- Вторая типовая стратегия: дифференциация
- Третья типовая стратегия: концентрация
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 10. Организационные отношения в системе менеджмента
- 10.1. Основы проектирования организационных структур
- 10.1.1. Понятия о функциональной структуре менеджмента
- 10.1.2. Классификация организационных структур
- 10.1.3. Принципыформирования организационных структур
- 10.1.4. Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе
- 10.2. Закономерности организации, их определение и состав
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 11. Мотивация деятельности в менеджменте
- 11.1. Смысл и эволюция понятия «мотивация»
- 11.2. Краткая характеристика содержательных теорий мотивации
- 11.2.1. Основные содержательные теории мотивации
- 11.2.2. Сопоставление теорий Маслоу, МакКлелланда и Герцберга
- 11.3. Краткая характеристика процессуальных теорий мотивации
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 12. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- 12.1. Сущность понятие и виды контроля
- 12.2. Этапы процесса контроля
- 1). Установление стандартов (рис.12.2.)
- 2). Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами (рис. 12.3)
- 3). Принятие необходимых корректирующих действий
- 12.3.Сущность внутрифирменного контроля
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
- Материалы для самостоятельной работы
- 13.1. Значение группы и методы повышения ее эффективности
- 13.1.1. Понятие группы и особенности групповой деятельности
- 13.1.2. Управление неформальной организацией и методы повышения эффективности групп
- Характеристики неформальных организаций
- 13.2. Теории лидерства и стили руководства в современном менеджменте
- 13.2.1. Сущность лидерства
- 13.2.2. Теории лидерства в науке управления
- 13.2.3. Эволюция стратегии руководства в современных условиях: основные стили организации поведения
- 13.3. Развитие и оценка деловые качеств менеджера
- 13.3.1. Классификация и оценка деловых качеств менеджера
- 13.3.2. Развитие навыков и способностей менеджеров на основе использования концепции ограничения
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 14. Руководство: власть и партнерство. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
- 14.1. Руководство в менеджменте
- 14.1.1. Влияние и власть
- 14.1.2. Формы, виды власти и влияния
- 1). Влияние путем убеждения
- 2). Влияние через участие (привлечение) трудящихся в управлении
- 14.1.3. Диапазон стилей руководства. Адаптивное руководство
- 14.2. Корпоративная культура организации
- 14.2.1. Обзор менеджерских функций в различных видах хозяйственной деятельности
- 14.2.2. Сущность корпоративной культуры
- 14.2.3. Этапы формирования корпоративной культуры
- 14.3. Имидж менеджера и организации
- 14. 3.1. Культура одежды бизнесмена
- 14.3.2. Культура одежды деловой женщины
- 14.3. 3. Владение искусством устной и письменной деловой речи
- 14.3.4. Деловой этикет бизнесмена
- 14. 3.5.Нормы деловой этики
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 15. Социальная ответственность и этика менеджмента
- 15.1. Понятие этики в современном управлении
- 15.2. Понятие юридической и социальной ответственности организации
- 15.3. Этикет предпринимателя
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 16. Конфликтность в менеджменте
- 16.1. Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе
- 16.2.Управление конфликтной ситуацией. Функции организационного конфликта
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 17. Факторы эффективности менеджмента
- 17.1. Характеристика основных факторов эффективности менеджмента
- 17.2. Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента
- Необходимые личностные качества:
- Ограничения:
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература