6.3.3. Определение нормы управления и делегирование полномочий
Средством для достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий.
Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Делегирование — акт, превращающий человека в руководителя.
Цели делегирования:
разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текущей рутинной работы и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;
повысить дееспособность нижестоящих звеньев;
активизировать человеческий фактор, как можно больше вовлечь и заинтересовать работников.
При этом необходим такой объем и масштаб делегируемых полномочий, который способствует профессиональному росту сотрудников, мотивирует их, обеспечивает удовлетворенность содержанием труда. Оптимальный объем делегирования зависит от различных факторов и, прежде всего, от возможностей реализации делегируемых полномочий данным работником, соответствия передаваемых работнику полномочий характеру принимаемых им задач.
Существуют две основные концепции делегирования полномочий:
классическая — передача полномочий сверху вниз. Полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному;
современная — принятие полномочий. Полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным. Исходя из этой концепции, подчиненный имеет право отклонить требования начальника.
Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:
поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;
предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;
формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.
К числу основных принципов рационального делегирования в менеджменте относятся:
единоначалие — сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним начальником;
соответствие — состав задач должен соответствовать характеру полномочий сотрудника;
координация — состав полномочий должен динамично корректироваться в соответствии с новыми заданиями сотрудника;
достаточность — масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности сотрудника;
мотивированность — расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты, влияния или лидерства.
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
Ответственность — это обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. При делегировании полномочий ответственность не делегируется, не снимается с самого руководителя, хотя и распространяется на подчиненного.
Полномочия — это организационно закрепленные ограниченные права использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач.
Полномочия являются именно ограниченным правом, т.к. имеют пределы, определяемые правилами, должностными инструкциями. Работник, выходящий за рамки этих правил, превышает свои полномочия. Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления. Но даже полномочия высшего руководства ограничены законами, культурными ценностями общества.
Полномочия бывают линейные и штабные.
Линейные полномочия — это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Делегирование линейных полномочий (скалярный процесс) создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.
Штабные полномочия — это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.
Штабные полномочия бывают четырех видов:
рекомендательные;
обязательного согласования;
параллельные;
функциональные.
Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства.
Введение процедуры обязательного согласования обеспечивает расширение рекомендательных полномочий и обязывает линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом.
Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства.
Функциональные полномочия означают предоставление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.
Необходимость реализации штабных функций и полномочий обусловила формирование специального штабного (административного) аппарата в организациях. В связи с различными полномочиями выделяют следующие основные разновидности административного аппарата:
консультативный;
обслуживающий;
личный.
Консультативный аппарат формируется на временной или постоянной основе из специалистов определенного профиля, в обязанности которых входит консультирование линейного руководства по проблемам, требующим специальной подготовки (правовые проблемы, новейшая или специальная технология, обучение и повышение квалификации персонала и др.).
Обслуживающий аппарат наряду с консультативными функциями выполняет обслуживающие функции. К областям, в которых находит применение обслуживающий аппарат, относятся маркетинговые исследования, финансирование, планирование, материально-техническое снабжение и др.
Личный аппарат — это разновидность обслуживающего аппарата, формируемого из секретарей и помощников руководителя. Хотя в организациях сотрудники личного аппарата не имеют формальных полномочий, они могут обладать большой властью.
Делегирование полномочий тесно связано с понятиями централизация и децентрализация.
На практике часто эффективная реализация делегирования затруднена (табл. 6.3.). Причинами этого могут быть как руководители, так и подчиненные. Для преодоления препятствий необходимо их выявить и предпринять меры по существу причины: создать систему стимулирования, контроля, обучения, информирования, обеспечить необходимыми ресурсами и т.п.
Таблица 6.3. Препятствия к эффективному делегированию полномочий
Препятствия со стороны руководителя | Препятствия со стороны подчиненного |
Отсутствие доверия к подчиненным | Боязнь ответственности |
Боязнь потери власти | Неуверенность в себе |
Отсутствие способности руководить, видеть перспективу, обучать | Боязнь риска, критики, нареканий |
Боязнь риска | Перегрузка подчиненного |
Отсутствие системы контроля за работой подчиненного | Отсутствие стимулов |
Уверенность, что руководитель сам выполнит работу лучше | Отсутствие необходимых ресурсов для выполнения работы (в т.ч. и незнание работы — отсутствие необходимых информационных ресурсов) |
Английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Френсис дают следующие рекомендации по делегированию полномочий:
Оцените риск. Риск должен быть оценен и минимизирован. Следует загружать подчиненных, но не до предела, и развивать свои навыки делегирования полномочий.
Дозируйте передачу полномочий. Необходимо выбрать подходящий темп возрастания ответственности. Слишком большие требования могут вызвать стресс, привести к неудаче, но недостаточные требования расточительны и деморализующи.
Добивайтесь общего ясного понимания целей. Квалифицированная передача полномочий требует четкой структуризации целей и общего согласия с ними.
Регулярно проводите консультирование.
Контролируйте выполнение заданий. Определение критериев оценки и процедуры контроля дает чувство безопасности, сокращает риск, создает основу для консультирования.
Передавайте полномочия способным людям.
Ищите возможности для передачи полномочий. Однако передача слишком большой части работы может вызвать чувство возмущения.
Уясните пределы ваших полномочий. Менеджер может передавать только те полномочия, которыми он располагает.
- Раздел 1.
- Тема 1. Введение в менеджмент. Предмет и задачи курса
- Тема 2. Эволюция науки управления и концепций менеджмента. Развитие отечественной теории и практики управления
- Тема 3. Основные модели менеджмента: американская, японская, европейская и др.
- Раздел 2.
- Тема 4. Методологические основы управления и менеджмента
- Тема 5. Основные формы организации системы менеджмента
- Тема 6. Цели, принципы, функции и методы управления
- Тема 7. Интеграционные процессы и инфраструктура менеджмента
- Тема 8. Системная характеристика социально-экономических систем (организаций)
- Раздел 3.
- Тема 9. . Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
- Тема 10. Организационные отношения в системе менеджмента
- Тема 11. Мотивация деятельности в менеджменте
- Тема 12. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- Раздел 4.
- Тема 13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
- Тема 14. Руководство: власть и партнерство. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
- Тема 15. Социальная ответственность и этика менеджмента
- Тема 16. Конфликтность в менеджменте
- Тема 17. Факторы эффективности менеджмента. Заключение.
- Тема 1. Введение в менеджмент. Предмет и задачи курса
- 1.1. Введение в учебную дисциплину
- 1.1.1. Задачи изучения дисциплины
- 1.1.2. Предмет и содержание курса, его место в системе общепрофессиональных и специальных дисциплин
- 1.1.3. Управление в социально-экономических системах
- 1.2. Сущность и задачи менеджмента
- 1.2.1. Определение понятий «менеджмент», «управление»
- 1.2.2. Менеджмент как теория, практика и искусство управления
- 1.2.3. Менеджмент как область знания и методологическая база управленческой практики
- 1.2.4. Менеджмент в условиях рыночной экономики России
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 2. Эволюция науки управления и концепций менеджмента. Развитие отечественной теории и практики управления
- 2.1. Значение исторического опыта организации систем управления в развитии теории управления
- 2.1.1. Управление как универсальный метод жизни человеческого общества
- 2.1.2. Развитие теории управления и менеджмента в трудах а. Смита, д. Рикардо
- 2.2. Подходы к управлению с точки зрения различных школ
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Школа административного управления
- 2.2.3. Школа человеческих отношений
- 2.2.4. Школа с позиции поведения человека в производстве
- 2.2.5. Количественная школа науки управления
- 2.3. Современные научные подходы к управлению
- 2.3.1. Процессный подход
- 2.3.2. Ситуационный подход
- 2.3.3.Системный подход
- 2.4. Этапы развития отечественной теории и практики управления
- 2.4.1. Основные этапы развития управленческой мысли в России
- 2.4.2. Формирование первых отечественных школ управления и их представители
- 2.5. Формирование теории управления общественным производством как науки и учебной дисциплины
- 2.5.1. Развитие целостной хозяйственной системы тоталитарного общества (период 30-х и середина 50-х годов)
- 2.5.2. Период реформ, направленных на реорганизацию системы управления (вторая половина 50-х годов и конец 80-х годов)
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 3. Основные модели менеджмента: американская, японская, европейская и др.
- 3.1.1. Основные черты современной американской модели менеджмента
- 3.1.2. Концепция партисипативного управления
- 3.2. Особенности японской модели менеджмента
- 3.2.1. Сущность японского менеджмента
- 3.2.2. Сравнительная характеристика японской, американской и российской моделей менеджмента
- 3.3. Особенности западноевропейской модели менеджмента
- 3.3.1. Концепция «социального рыночного хозяйства» л. Эрхарда
- 3.3.2. Шведская модель социализма
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 4. Методологические основы управления и менеджмента
- 4.1. Природа отношений управления
- 4.2. Методы теории (науки) управления и менеджмента
- Изучение документации организации;
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Основные формы организации системы менеджмента
- 5.1. Формы организации системы менеджмента
- 5.2. Компоненты менеджмента
- 5.3. Общая характеристика видов менеджмента
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 6. Цели, принципы, функции и методы управления
- 6.1. Цели и задачи в системе современного менеджмента
- 6.1.1. Практическое значение «дерева целей» организации
- 6.1.2. Классификация целей организации
- 6.2. Принципы управления
- 6.3. Понятие и классификация функций управления
- 6.3.1. Понятие и взаимосвязь функций управления
- 6.3.2. Значение функции организации в менеджменте
- 6.3.3. Определение нормы управления и делегирование полномочий
- 6.3.4. Характеристика состава функций, прав и обязанностей на разных уровнях менеджмента
- 6.3.5. Понятие об основных производственных функциях менеджмента
- 6.4. Общая характеристика методов управления
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 7. Интеграционные процессы и инфраструктура менеджмента
- 7.1. Понятие об интеграционных процессах в менеджменте
- 7.2. Характеристика внутренней и внешней среды организации
- 7.2.1. Понятие о внутренних переменных как ситуационных факторах организации
- 7.2.2. Формирование системной модели внутренних переменных
- 7.2.3. Характеристика внешней среды организации
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 8. Системная характеристика социально-экономических систем (организаций)
- 8.1. Понятие организации: системный подход к организации, поведенческий подход к организации
- 8.1.1. Системный и поведенческий подходы к организации
- 8.1.2. Организация как открытая система
- 8.1.3. Общая характеристика формальных и неформальных организаций
- 8.1.4. «Жизненный цикл» организации и его практическое значение
- 8.2. Коммуникации между организацией и ее средой
- 8.2.1. Понятие о коммуникационном процессе в менеджменте
- 8.2.2. Методы преодоления коммуникационных барьеров
- 8.3. Сущность процесса принятия решений
- 8.3.1. Модель принятия управленческих решений
- 8.3.2. Общая характеристика моделей и методов принятия решений
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 9. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
- 9.1. Элементы и основные понятия функции “планирование”
- 9.1.1. Определение миссии организации и ее значение в практической деятельности
- Отношение к персоналу. Заявление об отношении компании к ее персоналу.
- 9.1.2. Общая характеристика стратегического и текущего планирования в системе менеджмента
- 9.1.3. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования
- 9.1.4. Назначение, особенности и структура бизнес-плана
- 9.2. Понятие «конкуренция» и типы конкурентных стратегий
- 9.2.1. Стратегия и тактика организации как факторы конкурентного преимущества
- 9.2.2. Типовые стратегии фирмы
- Первая типовая стратегия: минимизация издержек
- Вторая типовая стратегия: дифференциация
- Третья типовая стратегия: концентрация
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 10. Организационные отношения в системе менеджмента
- 10.1. Основы проектирования организационных структур
- 10.1.1. Понятия о функциональной структуре менеджмента
- 10.1.2. Классификация организационных структур
- 10.1.3. Принципыформирования организационных структур
- 10.1.4. Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе
- 10.2. Закономерности организации, их определение и состав
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 11. Мотивация деятельности в менеджменте
- 11.1. Смысл и эволюция понятия «мотивация»
- 11.2. Краткая характеристика содержательных теорий мотивации
- 11.2.1. Основные содержательные теории мотивации
- 11.2.2. Сопоставление теорий Маслоу, МакКлелланда и Герцберга
- 11.3. Краткая характеристика процессуальных теорий мотивации
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 12. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- 12.1. Сущность понятие и виды контроля
- 12.2. Этапы процесса контроля
- 1). Установление стандартов (рис.12.2.)
- 2). Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами (рис. 12.3)
- 3). Принятие необходимых корректирующих действий
- 12.3.Сущность внутрифирменного контроля
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
- Материалы для самостоятельной работы
- 13.1. Значение группы и методы повышения ее эффективности
- 13.1.1. Понятие группы и особенности групповой деятельности
- 13.1.2. Управление неформальной организацией и методы повышения эффективности групп
- Характеристики неформальных организаций
- 13.2. Теории лидерства и стили руководства в современном менеджменте
- 13.2.1. Сущность лидерства
- 13.2.2. Теории лидерства в науке управления
- 13.2.3. Эволюция стратегии руководства в современных условиях: основные стили организации поведения
- 13.3. Развитие и оценка деловые качеств менеджера
- 13.3.1. Классификация и оценка деловых качеств менеджера
- 13.3.2. Развитие навыков и способностей менеджеров на основе использования концепции ограничения
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 14. Руководство: власть и партнерство. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
- 14.1. Руководство в менеджменте
- 14.1.1. Влияние и власть
- 14.1.2. Формы, виды власти и влияния
- 1). Влияние путем убеждения
- 2). Влияние через участие (привлечение) трудящихся в управлении
- 14.1.3. Диапазон стилей руководства. Адаптивное руководство
- 14.2. Корпоративная культура организации
- 14.2.1. Обзор менеджерских функций в различных видах хозяйственной деятельности
- 14.2.2. Сущность корпоративной культуры
- 14.2.3. Этапы формирования корпоративной культуры
- 14.3. Имидж менеджера и организации
- 14. 3.1. Культура одежды бизнесмена
- 14.3.2. Культура одежды деловой женщины
- 14.3. 3. Владение искусством устной и письменной деловой речи
- 14.3.4. Деловой этикет бизнесмена
- 14. 3.5.Нормы деловой этики
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 15. Социальная ответственность и этика менеджмента
- 15.1. Понятие этики в современном управлении
- 15.2. Понятие юридической и социальной ответственности организации
- 15.3. Этикет предпринимателя
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 16. Конфликтность в менеджменте
- 16.1. Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе
- 16.2.Управление конфликтной ситуацией. Функции организационного конфликта
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 17. Факторы эффективности менеджмента
- 17.1. Характеристика основных факторов эффективности менеджмента
- 17.2. Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента
- Необходимые личностные качества:
- Ограничения:
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература