14.2.1. Обзор менеджерских функций в различных видах хозяйственной деятельности
Жизнь людей характеризуется разнообразной по содержанию и формам деятельностью.
С точки зрения содержания можно выделить различные виды деятельности человека. Среди них: государственная, хозяйственная, производственная, военная, социальная, образовательная, научная, культурная, предпринимательская, педагогическая и др.
Среди этого разнообразия особое место занимает деятельность управленческая. Ее роль и место можно отразить на рис. 14.3.
Управление | |||||||
Государственное | Хозяйственное | Военное | Культурное | Образовательное | Социальное | Научное | Другое |
Рис. 14.3.Месть и роль управленческой деятельности
Из рис. 14.3. видно, что управление, как и вся деятельность человека, также весьма разнообразно и существует в самых различных видах. Каждый вид деятельности человека нуждается в управлении.
Современный менеджмент формирует особый тип руководителя — менеджера.
Менеджер — это профессиональный управляющий, как правило, нанимаемый собственником по контракту, действующий на основе единоначалия и отвечающий за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения и др.
Менеджер — это особая профессия, специалист по управлению, добивающийся результатов путем организации работы других людей.
Менеджер — это новая современная специальность, со своими статусными, ролевыми, функциональными, мотивационно-стимулирующими, ценностно-ориентирующими характеристиками.
Итак, менеджер организации по своему статусу представляет сегодня, прежде всего, профессионального управляющего. Важнейшим признаком этого специалиста является его профессиональная компетентность и высокая квалификация. Следует отметить также, что кроме статуса профессионального управляющего менеджер организации призван выполнять важную коммуникативную роль. Это предполагает его умение (способность) общаться с людьми на основе дифференцированного подхода к различным категориям персонала. Менеджер должен быть готов к общению с группой людей или массовой аудиторией, организовывать и направлять общение людей в группе, вести с ними дискуссию.
В условиях рыночных отношений без инициативы и творчества менеджера не обойтись. Как показывает опыт, сегодня добиваются лучших результатов те руководители организаций, которые постоянно ориентируются на творчество, инициативу, освоение новых методов хозяйствования.
В процессе управления менеджеры выполняют функции, необходимые для решения задач организации. Их состав впервые был установлен основателем процессной теории менеджмента Г. Файолем в 1916 г. Это пять логически связанных между собой видом деятельности:
разработка политики и планирования;
создание (построение) организационной структуры;
распорядительство – инструкции и помощь в процессе выполнения задач;
координирование;
контроль и регулирование.
В процессе дальнейших разработок состав функций пересматривался представителями разных управленческих школ, но в целом они придерживались процессного подхода, предложенного Файолем.
Подводя итоги, можно сделать некоторое обобщение, касающееся содержания функций менеджеров в организациях. Они включают:
установление целей, которые должны быть достигнуты организацией и ее подразделениями;
формулирование генеральной линии развития (политики, концепции) и определение тех действий, которые необходимо выполнить для реализации планов в разные периоды;
создание условий для достижения целей, в том числе проектирование органиазционной структуры, структурирование функций и задач, распредление полномочий по принятию решений между подразделениями и работниками, проектирование необходимых каналов координации и коммуникации;
стимулирование активности работников, направление их действий и контроль выполнения норм, правил и процедур. Для этого менеджерами проводится инструктирование и оказывается помощь в процессе работы, координируются действия работников, осуществляется контроль и при необходимости вносятся коррективы в планы или в ход работ.
Операционная функция организации включает действия, в результате которых производятся товары и услуги, поставляемые во внешнюю среду. Организации могут сильно различаться по характеру операционных функций. Например, в промышленности перерабатываются сырьевые материалы, причем сначала из сырья производят отдельные детали и узлы, затем их собирают в готовые изделия.
Операционная система организации выполняет операционную функцию и состоит из трех следующих подсистем.
Перерабатывающая подсистема выполняет работу, непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты. Например, в пищевой промышленности перерабатывающая подсистема — это система, в которой ведется производство, начинающееся с получения сырья и материалов, включает производство продуктов и заканчивается отгрузкой в торговую сеть.
Подсистема обеспечения не связана прямо с производством выхода, но выполняет необходимые функции обеспечения перерабатывающей подсистемы. Например, на заводе подсистема обеспечения может включать ремонтно-эксплуатационную и другие обеспечивающие службы.
Подсистема планирования и контроля получает информацию из внутренней и внешней среды организации, обрабатывает эту информацию и выдает решение, как именно работать перерабатывающей подсистеме. Решения включают планирование производственных мощностей, диспетчеризацию, управление материально-производственными запасами, контроль качества и многое другое.
Обязанности операционных менеджеров можно разбить на три основные группы:
разработка и реализация общей стратегии и направлений операционной деятельности организации;
разработка и внедрение операционной системы, включая разработку продукта, производственного процесса, стандартов и норм, проектирование предприятия, решение о размещении производственных мощностей;
планирование и контроль текущего функционирования системы.
Между операционной и другими функциями организации существуют сложные отношения. Для оптимизации деятельности организации необходимо обеспечить эффективное управление этими отношениями, прежде всего, обращая внимание на следующие функции:
Инженерная функция обеспечивает проектирование новых видов продукции, производственных мощностей и процессов. Ей нужна от производства информация по проблемам, связанным с конструкцией изделий, и о возможностях усовершенствования системы.Маркетинг должен обеспечить прогноз спроса и реальные заказы клиентов на выходы операционной системы. Эта функция информирует производство о претензиях потребителей по качеству или срокам поставки продукции. От производства маркетинг должен получать информацию о сроках производства и запасах продукции.
Финансовая функция состоит в обеспечении капиталом расширения мощностей и текущей деятельности. Она должна получать от операционных подразделений информацию о планах производства и развития, о потребностях в оплате труда, счетов поставщиков, данные для выставления счетов потребителям, для учета материальных запасов и финансовой отчетности.
Функция трудовых ресурсов несет ответственность за вербовку, отбор и обучение кадров для операционной системы. Операционные подразделения должны заблаговременно информировать кадровую службу о потребном количестве и квалификации рабочей силы.
Совместное пользование ресурсами, взаимосвязь задач, различия целей и восприятия ценностей, несовместимость характеров, плохая коммуникабельность могут быть причиной конфликта между производственной и другими функциями организации. Управляющий операционной системы должен суметь урегулировать конфликты.
Стратегия операций состоит в предоставлении продуктов или услуг для удовлетворения основных потребностей клиентов организации. В этой области главные стратегические решения — как, когда и где производить товары или предоставлять услуги, причем операционный процесс следует выбирать только после тщательного определения потребностей и самого продукта, который должен соответствовать возможностям организации. В управлении операциями принимаются следующие стратегические решения:
выбор процесса производства или обслуживания — степени специализации, автоматизации;
определение мощностей — размера предприятия;
решение о степени вертикальной интеграции — производить или покупать комплектующие детали, по организации рабочей силы в части специализации труда;
выбор технологии, степени новизны и принадлежности;
решение о том, создавать ли товарные запасы или работать по заказам;
решение о размещении вблизи рынков или источников сырья.
Стратегические решения требуют капиталовложений в конкретные виды ресурсов и наиболее ответственны.
Оперативное управление производством включает функции календарного планирования и диспетчеризации производства, разнарядки работ и контроля сроков их выполнения. В оперативное управление производством входит определение объема партии единовременно изготовляемой продукции, выдача нарядов на выполнение работ, размещение заказов на материалы, контроль сроков исполнения и завершения работ. В сфере услуг оперативное управление должно определить, какие работы будут выполняться в тот или иной день, в каком порядке и кто будет их выполнять.
- Раздел 1.
- Тема 1. Введение в менеджмент. Предмет и задачи курса
- Тема 2. Эволюция науки управления и концепций менеджмента. Развитие отечественной теории и практики управления
- Тема 3. Основные модели менеджмента: американская, японская, европейская и др.
- Раздел 2.
- Тема 4. Методологические основы управления и менеджмента
- Тема 5. Основные формы организации системы менеджмента
- Тема 6. Цели, принципы, функции и методы управления
- Тема 7. Интеграционные процессы и инфраструктура менеджмента
- Тема 8. Системная характеристика социально-экономических систем (организаций)
- Раздел 3.
- Тема 9. . Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
- Тема 10. Организационные отношения в системе менеджмента
- Тема 11. Мотивация деятельности в менеджменте
- Тема 12. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- Раздел 4.
- Тема 13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
- Тема 14. Руководство: власть и партнерство. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
- Тема 15. Социальная ответственность и этика менеджмента
- Тема 16. Конфликтность в менеджменте
- Тема 17. Факторы эффективности менеджмента. Заключение.
- Тема 1. Введение в менеджмент. Предмет и задачи курса
- 1.1. Введение в учебную дисциплину
- 1.1.1. Задачи изучения дисциплины
- 1.1.2. Предмет и содержание курса, его место в системе общепрофессиональных и специальных дисциплин
- 1.1.3. Управление в социально-экономических системах
- 1.2. Сущность и задачи менеджмента
- 1.2.1. Определение понятий «менеджмент», «управление»
- 1.2.2. Менеджмент как теория, практика и искусство управления
- 1.2.3. Менеджмент как область знания и методологическая база управленческой практики
- 1.2.4. Менеджмент в условиях рыночной экономики России
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 2. Эволюция науки управления и концепций менеджмента. Развитие отечественной теории и практики управления
- 2.1. Значение исторического опыта организации систем управления в развитии теории управления
- 2.1.1. Управление как универсальный метод жизни человеческого общества
- 2.1.2. Развитие теории управления и менеджмента в трудах а. Смита, д. Рикардо
- 2.2. Подходы к управлению с точки зрения различных школ
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Школа административного управления
- 2.2.3. Школа человеческих отношений
- 2.2.4. Школа с позиции поведения человека в производстве
- 2.2.5. Количественная школа науки управления
- 2.3. Современные научные подходы к управлению
- 2.3.1. Процессный подход
- 2.3.2. Ситуационный подход
- 2.3.3.Системный подход
- 2.4. Этапы развития отечественной теории и практики управления
- 2.4.1. Основные этапы развития управленческой мысли в России
- 2.4.2. Формирование первых отечественных школ управления и их представители
- 2.5. Формирование теории управления общественным производством как науки и учебной дисциплины
- 2.5.1. Развитие целостной хозяйственной системы тоталитарного общества (период 30-х и середина 50-х годов)
- 2.5.2. Период реформ, направленных на реорганизацию системы управления (вторая половина 50-х годов и конец 80-х годов)
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 3. Основные модели менеджмента: американская, японская, европейская и др.
- 3.1.1. Основные черты современной американской модели менеджмента
- 3.1.2. Концепция партисипативного управления
- 3.2. Особенности японской модели менеджмента
- 3.2.1. Сущность японского менеджмента
- 3.2.2. Сравнительная характеристика японской, американской и российской моделей менеджмента
- 3.3. Особенности западноевропейской модели менеджмента
- 3.3.1. Концепция «социального рыночного хозяйства» л. Эрхарда
- 3.3.2. Шведская модель социализма
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 4. Методологические основы управления и менеджмента
- 4.1. Природа отношений управления
- 4.2. Методы теории (науки) управления и менеджмента
- Изучение документации организации;
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Основные формы организации системы менеджмента
- 5.1. Формы организации системы менеджмента
- 5.2. Компоненты менеджмента
- 5.3. Общая характеристика видов менеджмента
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 6. Цели, принципы, функции и методы управления
- 6.1. Цели и задачи в системе современного менеджмента
- 6.1.1. Практическое значение «дерева целей» организации
- 6.1.2. Классификация целей организации
- 6.2. Принципы управления
- 6.3. Понятие и классификация функций управления
- 6.3.1. Понятие и взаимосвязь функций управления
- 6.3.2. Значение функции организации в менеджменте
- 6.3.3. Определение нормы управления и делегирование полномочий
- 6.3.4. Характеристика состава функций, прав и обязанностей на разных уровнях менеджмента
- 6.3.5. Понятие об основных производственных функциях менеджмента
- 6.4. Общая характеристика методов управления
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 7. Интеграционные процессы и инфраструктура менеджмента
- 7.1. Понятие об интеграционных процессах в менеджменте
- 7.2. Характеристика внутренней и внешней среды организации
- 7.2.1. Понятие о внутренних переменных как ситуационных факторах организации
- 7.2.2. Формирование системной модели внутренних переменных
- 7.2.3. Характеристика внешней среды организации
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 8. Системная характеристика социально-экономических систем (организаций)
- 8.1. Понятие организации: системный подход к организации, поведенческий подход к организации
- 8.1.1. Системный и поведенческий подходы к организации
- 8.1.2. Организация как открытая система
- 8.1.3. Общая характеристика формальных и неформальных организаций
- 8.1.4. «Жизненный цикл» организации и его практическое значение
- 8.2. Коммуникации между организацией и ее средой
- 8.2.1. Понятие о коммуникационном процессе в менеджменте
- 8.2.2. Методы преодоления коммуникационных барьеров
- 8.3. Сущность процесса принятия решений
- 8.3.1. Модель принятия управленческих решений
- 8.3.2. Общая характеристика моделей и методов принятия решений
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 9. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
- 9.1. Элементы и основные понятия функции “планирование”
- 9.1.1. Определение миссии организации и ее значение в практической деятельности
- Отношение к персоналу. Заявление об отношении компании к ее персоналу.
- 9.1.2. Общая характеристика стратегического и текущего планирования в системе менеджмента
- 9.1.3. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования
- 9.1.4. Назначение, особенности и структура бизнес-плана
- 9.2. Понятие «конкуренция» и типы конкурентных стратегий
- 9.2.1. Стратегия и тактика организации как факторы конкурентного преимущества
- 9.2.2. Типовые стратегии фирмы
- Первая типовая стратегия: минимизация издержек
- Вторая типовая стратегия: дифференциация
- Третья типовая стратегия: концентрация
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 10. Организационные отношения в системе менеджмента
- 10.1. Основы проектирования организационных структур
- 10.1.1. Понятия о функциональной структуре менеджмента
- 10.1.2. Классификация организационных структур
- 10.1.3. Принципыформирования организационных структур
- 10.1.4. Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе
- 10.2. Закономерности организации, их определение и состав
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 11. Мотивация деятельности в менеджменте
- 11.1. Смысл и эволюция понятия «мотивация»
- 11.2. Краткая характеристика содержательных теорий мотивации
- 11.2.1. Основные содержательные теории мотивации
- 11.2.2. Сопоставление теорий Маслоу, МакКлелланда и Герцберга
- 11.3. Краткая характеристика процессуальных теорий мотивации
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 12. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- 12.1. Сущность понятие и виды контроля
- 12.2. Этапы процесса контроля
- 1). Установление стандартов (рис.12.2.)
- 2). Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами (рис. 12.3)
- 3). Принятие необходимых корректирующих действий
- 12.3.Сущность внутрифирменного контроля
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
- Материалы для самостоятельной работы
- 13.1. Значение группы и методы повышения ее эффективности
- 13.1.1. Понятие группы и особенности групповой деятельности
- 13.1.2. Управление неформальной организацией и методы повышения эффективности групп
- Характеристики неформальных организаций
- 13.2. Теории лидерства и стили руководства в современном менеджменте
- 13.2.1. Сущность лидерства
- 13.2.2. Теории лидерства в науке управления
- 13.2.3. Эволюция стратегии руководства в современных условиях: основные стили организации поведения
- 13.3. Развитие и оценка деловые качеств менеджера
- 13.3.1. Классификация и оценка деловых качеств менеджера
- 13.3.2. Развитие навыков и способностей менеджеров на основе использования концепции ограничения
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 14. Руководство: власть и партнерство. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
- 14.1. Руководство в менеджменте
- 14.1.1. Влияние и власть
- 14.1.2. Формы, виды власти и влияния
- 1). Влияние путем убеждения
- 2). Влияние через участие (привлечение) трудящихся в управлении
- 14.1.3. Диапазон стилей руководства. Адаптивное руководство
- 14.2. Корпоративная культура организации
- 14.2.1. Обзор менеджерских функций в различных видах хозяйственной деятельности
- 14.2.2. Сущность корпоративной культуры
- 14.2.3. Этапы формирования корпоративной культуры
- 14.3. Имидж менеджера и организации
- 14. 3.1. Культура одежды бизнесмена
- 14.3.2. Культура одежды деловой женщины
- 14.3. 3. Владение искусством устной и письменной деловой речи
- 14.3.4. Деловой этикет бизнесмена
- 14. 3.5.Нормы деловой этики
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 15. Социальная ответственность и этика менеджмента
- 15.1. Понятие этики в современном управлении
- 15.2. Понятие юридической и социальной ответственности организации
- 15.3. Этикет предпринимателя
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 16. Конфликтность в менеджменте
- 16.1. Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе
- 16.2.Управление конфликтной ситуацией. Функции организационного конфликта
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема 17. Факторы эффективности менеджмента
- 17.1. Характеристика основных факторов эффективности менеджмента
- 17.2. Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента
- Необходимые личностные качества:
- Ограничения:
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Литература