logo search
Менеджмент_учебн

9.2.2. Типовые стратегии фирмы

Универсальных стратегий не существует. Только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли, силами, которыми располагает фирма (навыки, капитал и т.п.) может принести успех в бизнесе. Стратегия фирмы может быть направлена на конкуренцию в узком сегменте рынка, или может ориентироваться на охват значительной его доли (таблица 9.1.)

Таблица 9.1. Матрица типовых стратегий

 

 

Конкурентное преимущество

 

 

 

Конкурентное преимущество

 

 

Снижение издержек

Дифференциация

 

 

 

Снижение издержек

Дифференциация

 

 

С

ф

е

 

 

Широкая

 

Лидерство на издержках

 

Лидерство в дифференциации

 

 

 

С

ф

е

 

 

Широкая

Корейские судостроители (разнообразные суда по низким ценам)

Японские судостроители (качественные суда по высоким ценам)

р

а

 

Узкая

Сосредоточение на издержках

Сфокусированная дифференциация

 

р

а

 

Узкая

Китайские производители (простые, стандартные суда по низким ценам)

Скандинавские производители (специализированные суда - ледоколы, буксиры, по высоким ценам

Самая большая стратегическая ошибка - пытаться “гнаться за всеми зайцами” и использовать все конкурентные стратегии. Это путь к стратегическому посредничеству

 

Пример - испанские и британские судостроители. Издержки выше, чем у корейцев (дороже рабочая сила). Не найдена основа для дифференциации (нет судов, которые уже выпускаются. Например, финские судостроители - ледоколы). Следствие - упадок отрасли из-за отсутствия конкурентных преимуществ.

Таким образом, Портер признает, что компании продемонстрировали много разных способов достижения большей прибыли от инвестиции, он настаивает на том, что превзойти другие фирмы можно всего лишь с помощью трех внутренне непротиворечивых и успешных стратегий. Вот эти типовые стратегии:

  1. Минимизация издержек.

  2. Дифференциация.

  3. Концентрация.