logo search
Менеджмент_учебн

16.2.Управление конфликтной ситуацией. Функции организационного конфликта

Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. То есть конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Менеджер, согласно своей роли, находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов.

Можно выделить пять уровней конфликтов в организации:

Эти уровни тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить индивида чувствовать себя агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым личностный конфликт. Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т.д.

Существуют следующие стили поведения в конфликте:

В таблице 16.1. представлены условия применения из этих стилей, а также ситуации, в которых они могут оказаться наиболее эффективными.

Таблица 16.1. Условия эффективности различных стилей поведения в конфликте

СТИЛИ

ПОВЕДЕНИЯ В

КОНФЛИКТАХ

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Условия применения стиля

Ситуации, в которых применение стиля наиболее эффективно

Сотрудничество

Имеется достаточно времени для обсуждения проблемы. Проблема очень важна.

Между участниками существуют длительные взаимовыгодные отношения. Стороны имеют скрытые нужды, и трудно определить источник неудовлетворенности. У сторон имеется осведомленность о проблемах и интересах друг друга. У обеих сторон есть идеи, которые они готовы поставить на обсуждение. Участники обладают равной властью или желают проигнорировать разницу в положении.

Компромисс

Не хватает времени на детальное обсуждение проблемы.

Все участники стремятся достичь одного и того же, но одновременно это сделать не удается.

Нет необходимой власти, чтобы настаивать на определенном решении.

Стороны обладают одинаковой властью.

Приходится выбирать из возможности получить выгоду или проиграть все.

Необходимо получить быстрое решение.

Это последняя возможность достичь соглашения и сохранить отношения с оппонентом. Есть возможность воспользоваться кратковременной выгодой.

Защита интересов имеет не слишком большое значение, и можно несколько изменить первоначальную цель. Может устроить временное соглашение.

Все другие стратегии не ведут к положительному результату.

Проблема проста и ясна.

Уклонение

Объект конфликта не имеет большого значения.

Исход конфликта не очень важен, а решение проблемы может повлечь за собой дополнительные неприятности.

Представление дел представляется безнадежным.

Напряженность в отношениях очень велика, и ощущается необходимость снятия накала страстей.

Осознается собственная неправота.

Нет возможности или желания решать проблему в свою пользу.

Противник обладает большой властью.

Необходимо выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию или заручиться поддержкой.

Оппонент не стремится к решению проблемы, и нет необходимости продолжать контакты с ним.

Ситуация слишком сложна, и ее решение потребует много сил.

Неизвестно, что следует предпринять.

Не хватает власти для разрешения конфликта предпочтительным образом.

Нет необходимости принимать решения.

У оппонентов больше шансов решить проблему в свою пользу.

Отсутствует достаточное количество информации. Разрешение конфликта зависит от времени.

Опасно немедленно решать проблему из-за того, что обсуждение может усугубить ситуацию.

Приспособление

Для одного из участников проблема важна, а для другого – не в такой степени.

Ситуация не особенно волнует, и есть необходимость сохранить с оппонентом добрые отношения.

Оппонент обладает большей властью.

Правда заведомо на стороне оппонента. Мало власти и шансов для победы.

Требуется смягчить сиюминутную ситуацию.

Есть желание преподать оппоненту урок.

Конкуренция

Обладание властью.

Исход конфликта очень важен и напрямую связывается с одним способом его разрешения.

Создание своей правоты и наличие условий для ее отстаивания.

Имеется авторитет среди коллег, и решение проблемы представляется им правильным. Решение необходимо принять быстро, и имеется для этого достаточно власти. Возможность выбора отсутствует или нечего терять. Ситуация критическая, требующая мгновенного решения. Требуется принять непопулярные меры.

Для разрешения организационных конфликтов широко используются так называемые структурные методы управления конфликтом внутри организации. Эти методы связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта. В группу этих методов входят:

Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее. Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.

Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.